- Погоня за петафлопсами - не самоцель, - сказал корреспонденту "РГ" завотделом вычислительных комплексов и систем Института прикладной математики им. Келдыша РАН, кандидат физико-математических наук Юрий Смольянов. - Задача реализовать на новой мощной технике новые методы математического моделирования, что позволит наиболее точно строить модели различных процессов. На старой аппаратуре это в принципе невозможно. А такой математический задел у нас уже есть, его надо как можно быстрей пускать в дело.
Область применения суперкомпьютеров самая широкая, прежде всего, это оборонка, авиация, ядерная техника, биология. Например, с помощью таких машин рассчитываются процессы обтекания самолетов и подводных лодок, орбиты огромного числа частиц, составляющих космических мусор, моделируются ядерные взрывы, защитные системы АЭС, расшифровываются ДНК и так далее.
- За границей такие суперкомпьютеры обходятся дороже наших минимум в полтора раза, - говорит Смольянов. - Дело в том, что нам удалось найти решения, существенно ускоряющие расчеты, например, это графические ускорители или системы, которые позволяет намного быстрей обмениваться информацией между процессорами. Это также увеличило быстродействие. Проект этого самого мощного в России суперкомпьютера был готов еще полтора года назад. Однако ученые Института прикладной математики им. Келдыша РАН пока так и не начали его "строить". Дело в том, что до сих не выделено финансирование, которое составляет около трех миллиардов рублей.