23.08.2012 14:35
Поделиться

Экипаж эстонского судна брошен в порту Калининград

Экипаж транспортного рефрижератора "Cool Aster", принадлежащего гражданину Эстонии и ходившего под флагом Мальты, оставлен судовладельцем в порту Калининград без зарплаты, питания и возможности репатриации.

В составе экипажа восемнадцать человек - граждане России, Латвии, Эстонии и Украины. Об этом сообщил Вадим Мамонтов, председатель Совета Калининградской региональной организации Российского профессионального союза моряков (РПСМ) и калининградский инспектор ITF (Международная федерация транспортников). В обе эти организации обратились за помощью моряки "Cool Aster".

Как рассказывает экипаж, в начале июня на рейде порта Лагос (Нигерия) транспортный рефрижератор захватили пираты с пулеметом и увели в море, положив глаз на груз мороженой рыбы. Бандиты собирались выгружать его в своей гавани и попутно трое суток грабили моряков. В обшивке судна до сих пор видны следы пуль.

Потом появилась более выгодная цель, и бандиты спрыгнули. Так "Cool Aster" обрел свободу вместе с повреждениями, для устранения которых зашел на две недели в Лас-Пальмас.

По данным ITF, судовладелец, в лице представителя Юрия Гайдаенко, гражданина и резидента Эстонии, выдал морякам аванс, каждому долларов по сто, пообещав расчет и компенсацию за похищенные вещи в порту выгрузки - Калининграде. С начала августа судно стоит здесь, освободившись от груза, а экипаж ждет зарплату за три с лишним месяца.

По сведениям Вадима Мамонтова, представитель судовладельца, ссылаясь на необоснованность претензий, сначала отказался возмещать имущественный урон. Потом посоветовал морякам разъезжаться по домам и там ждать зарплату. Хотя моряки, прежде работавшие на судне, так и делают, периодически интересуясь состоянием дел в двух компаниях, имеющих отношение к управлению судном: собственника, зарегистрированного на Мальте (работодатель по контракту) и оператора из Таллина - агентом обеих выступает Юрий Гайдаенко.

К моменту, когда люди обратились в инспекцию МФТ, оператор судна известил государство флага, Мальту, в том, что он больше не оператор. Судовладелец сказался банкротом и, отодвинув его в сторону, с моряками повела переговоры фирма из Клайпеды, как представитель банка-залогодержателя.

- Экипаж почти согласился получить деньги в Клайпеде, после перегона, - рассказывает Вадим Мамонтов. - Однако условие обеспечить постановку судна к "причалу" в конкретный срок перепугало народ. Мол, мы-то приплывем, а нас на рейде кинут. Люди, пережившие за три месяца два тяжелейших стресса, имеют право так думать.

На данный момент решением суда Московского района Калининграда судно арестовано по морскому требованию (как залог зарплаты). Действительного судовладельца и работодателя не наблюдается. Как убедились в калининградском отделении РПСМ, продовольствия и топлива на борту нет, судно отключено от электропитания, моряки готовят еду на костерке, прямо на стенке, и спотыкаются впотьмах на судне, раскуроченном пиратами.

- Оплата проезда домой, при таком форс-мажоре, является обязательством судовладельца. Однако он исчез, власти РФ вроде бы ничем иностранным морякам не обязаны, а что собираются предпринять в отношении своих граждан Латвия, Эстония и Украина, мы узнаем после запроса, - говорит Вадим Мамонтов. - Вот где пригодилась бы Объединенная морская конвенция МОТ (Международной организации труда), еще не вступившая в силу. Это международное соглашение обязывает помочь в подобном случае и государство порта, и государство флага, и государство гражданства.

Сейчас морякам помогает только профсоюз. Местное отделение РПСМ предоставило адвоката и выделило деньги на питание, Латвийский профсоюз мореходов тоже помог своим, ожидается какое-то перечисление из Фонда МФТ.

Вероятнее всего, в конце недели экипаж завершит оформление доверенности на право представления интересов в суде, доведет до конца процедуру извещения и в полном составе разъедется по домам. А перспективы получения ими заработка и судьба самого парохода по-прежнему неясны.