В России по существующему воздушному законодательству невозвратных билетов пока нет, напомнил в беседе с "РГ" основатель одного из ресурсов по продаже авиабилетов Константин Калинов. Но на практике в том или ином виде они все же существуют, обычно это билеты иностранных перевозчиков, которые летают из России, утверждает эксперт. Также невозвратными почти всегда оказываются билеты по спецпредложениям, например, с большой скидкой проданные задолго до рейса. Есть и билеты, где в тарифе уже прописан штраф за возврат. Он может "съесть" до половины уплаченной суммы, предупреждает Калинов. Так что если вы не уверены, что точно полетите, то лучше билет покупать по полному тарифу или с открытыми датами, советует эксперт. Но предупреждает, что "открытые билеты" дороже, чем обычные, поскольку авиакомпания несет больше рисков.
Как видим, продавцы, используя свои "маленькие хитрости", все-таки имеют возможность обойти табу на невозвратные билеты.
Именно поэтому минтранс недавно выступил с инициативой официально отменить этот запрет. Тогда пассажир сможет без труда выбрать то, что ему выгоднее, и сам будет принимать решение по риску невозврата. При этом Союз потребителей предлагает все же обязать перевозчиков возвращать деньги в случае, если загрузка салона была более 70 -80 процентов.
Пока же надо внимательно изучать условия, на которых вам продают билеты. И научиться разбираться в благонадежности продавца. Более-менее крупных ресурсов по продаже билетов в России - полтора-два десятка, наиболее крупные онлайн-проекты переросли из турагентств. Делятся они на несколько категорий. Наиболее современные, так называемые поисковики билетов, позволяют посмотреть на одном экране несколько альтернативных вариантов авиапутешествий с учетом возможности пересадки, рассказал "РГ" глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. Так что можно выбрать подходящий билет с учетом продолжительности полета. Такие ресурсы могут сотрудничать с системами бронирования или напрямую с авиакомпаниями. Это, как правило, крупные игроки, и они могут обеспечить самую хорошую экономию для пассажира.
Есть и предложения на сайтах перевозчиков. Но авиакомпании могут организовать продажу только на свои рейсы, в крайнем случае своих партнеров. Как же распознать крупного или мелкого агента? У любого серьезного онлайн-продавца есть свои точки продаж. Там можно узнать, есть ли у него реальный офис. Если его нет или он находится где-нибудь в другом городе, то можно нарваться на форс-мажор, предупреждает Пантелеев.
Можно пользоваться и приложениями для телефонов, отмечает эксперт. У каждого фирменного приложения есть компания-издатель, сайт, где можно получить всю необходимую информацию. Так что, если человек открыт новым технологиям и ощущает их удобства и при этом оценивает для себя возникающие риски, то никаких ограничений для использования онлайн-агентств нет. Эти технологии реально позволяют экономить деньги, если заранее предусмотреть все нюансы, считает Пантелеев. Но если вы купили билет без всяких дополнительных условий, то он, безусловно, является возвратным. И если его вернуть более чем за 24 часа до полета, то все деньги за него вам обязаны выплатить. Перевозчик может удержать лишь сумму сервисного сбора турагентства, уточнил Пантелеев. Однако если вы покупали билет проездом, например в Европе, то здесь тоже надо внимательно познакомиться с условиями. В европейских странах невозвратные билеты разрешены законом.
Петр Шелищ, председатель Союза потребителей России:
- Если российская компания отказалась вернуть деньги за билеты в устной форме, не подтвердив это официально, то, чтобы доказать свою правоту и вернуть деньги, нужно добиться письменного ответа.
Хотя бы письма на электронную почту, чтобы сделать с него скрин-шот, распечатать страничку и заверить ее у нотариуса. Тогда такой ответ может стать основанием для подачи иска в суд или обращения в Роспотребнадзор.
Что касается иностранных компаний, то судиться с ними и доказывать свою правоту по российскому законодательству очень проблематично. Перевозчик будет ссылаться на свою букву закона.