РУСАЛ: Электролизные цеха БАЗа закроют до конца года

Совет директоров РУСАЛа утвердил программу поэтапного закрытия неэффективных мощностей по производству первичного алюминия на российских заводах.

В условиях высоких тарифов на электроэнергию до 2018 года его планируется урезать на 275 тысяч тонн, причем 150 тысяч из них, которые приходятся на электролизные корпуса Богословского алюминиевого завода в Краснотурьинске, будут поэтапно сокращены до конца 2012 года. С 2016 года заканчиваются долгосрочные договоры на поставку энергии для Волховского (ВАЗ) и Надвоицого (НАЗ) алюминиевых заводов - поэтому неэффективные производства там будут сокращаться к 2015 году.  А к 2018 году планируется закрытие 3-го и 4-го корпусов Новокузнецкого алюминиевого завода (НкАЗ). Данные мощности будут заменены современными высокоэффективными производствами в Сибири, в частности на Богучанском алюминиевом заводе, говорится в официальном сообщении компании.

В Краснотурьинске, где расположен Богословский алюминиевый завод, еще до официального решения совета обострилась обстановка: рабочих мест в цехах могут лишиться около 1000 человек. Жители города 2 сентября планируют выйти сразу на два митинга, которые организуют заводской профсоюз и "Комитет по спасению БАЗа", образованный депутатами местной гордумы.

- Наша задача - чтобы рабочие электролизных цехов сохранили свои места, - комментирует председатель заводского профсоюза Николай Прокофьев. - Владельцы завода были готовы к сохранению и модернизации производства, однако им не удалось договориться о приемлемых ценах на электроэнергию. Мы уже обращались с этим вопросом к губернатору месяц назад, теперь наше обращение будет направлено федеральной власти и президенту РФ.

- Сейчас из более чем 800 электролизных ванн на заводе работает около 400. Работников пока не сокращают, распределяют на другие работы. Однако глиноземное производство, по нашим данным, тоже  может быть сокращено, в частности на 100 тысяч тонн уже в следующем году. От такого потребителя, как БАЗ, зависит вся алюминиевая отрасль севера Урала, в первую очередь - добыча бокситов. Например, как сообщают нам из Североуральска, расположенный там крупный рудник уже закрыл одну шахту из пяти, а оставшиеся четыре работают с эффективностью выработки двух. Если в Краснотурьинске существует несколько крупных компаний, куда могут перейти рабочие, то в Североуральске таких нет, и ситуация на самом деле еще напряженнее, - рассказывает председатель "Комитета по спасению БАЗа" Ильдус Хакимов.

Митинг "Комитета по спасению БАЗа", по прогнозам организаторов, должен собрать более четырех тысяч человек, и его главной темой станут не энерготарифы, а неисполнение владельцами БАЗа взятых на себя обязательств по модернизации электролизного производства. Планируется, что оба митинга посетят рабочие и профсоюзные деятели из других "завязанных" на алюминии городов - Североуральска и Волчанска.

По словам Романа Лукичева, представителя алюминиевого холдинга на Урале, электролизное производство на БАЗе действительно остановится до конца года. Часть рабочих при этом будет переведена на производство глинозема, которое планируется модернизировать. Остальным будет предложено сменить место работы, перейдя на другие заводы холдинга, в частности на Богучанский алюминиевый завод, который строится в Сибири. Туда потребуется большое количество высококвалифицированных кадров, отмечает Лукичев и дополняет, что перед теми работниками, которые выберут не переход, а сокращение, компания выполнит все требования, предусмотренные законодательством РФ.

Производство на БАЗе устарело, оборудование работает с 30-40-х годов прошлого века, и в соответствии с требованиями Ростехнадзора и Росприроднадзора мы и так обязаны остановить не удовлетворяющие природоохранным требованиям мощности до 2012-2013 года. Чтобы модернизация завода была экономически оправдана, стоимость электроэнергии должна составить около 3 центов за киловатт-час, иначе даже новый завод с современным оборудованием не сможет быть эффективным, - говорит Роман Лукичев.

Между тем в официальном сообщении компании подчеркивается, что решение совета директоров по сокращению мощностей будет реализовано только после его одобрения государственными органами власти. Областной вице-премьер Александр Петров отмечает, что закрытие электролизных цехов возможно только при условии перевода рабочих на новые рабочие места - на производства глинозема или фольги. При этом он напоминает, что область уже вложилась в снижение тарифов для БАЗа на сумму около полутора миллиардов рублей за 2012 год и теперь ждет выполнения обязательств от РУСАЛа. Если электролизные цеха, несмотря ни на что, будут закрыты, алюминиевому холдингу будет предложено развивать другие производства, например войти в состав акционеров строящегося Каменск-Уральского металлургического завода. Основная проблема алюминиевого производства на Урале, по мнению Петрова, не в высокой стоимости энергии, а в пренебрежении модернизацией и отсутствии высокотехнологичных производств алюминиевой продукции высокого передела, востребованной и менее зависящей от мировых цен на металл.

Напомним, проблемы с рентабельностью производства первичного алюминия возникли на БАЗе еще в 2011 году. Но остановка электролизных корпусов была отложена из-за вмешательства областных властей. В декабре 2011 года после прямого обращения к Владимиру Путину на специальном совещании в Белом доме было подготовлено соглашение между собственниками завода и владельцами Богословской ТЭЦ о продаже данной электростанции и последующем строительстве новой по договору предоставления мощности. Кроме того, электрические сети предписывалось передать из ведения межрегиональной сетевой компании в управление ФСК - таким образом должен был снизиться тариф на энергию для БАЗа, а областное правительство, со своей стороны, должно было позаботиться о конкурентоспособных ценах на сырье и учесть расходы на передачу сетей, не перекладывая их на собственников предприятия. Однако в мае сотрудничество зашло в очередной тупик. В РУСАЛе отказались покупать старую электростанцию и права на строительство новой по цене, установленной международным экспертом, предложив втрое меньшее вознаграждение. Представители компании отмечали, что в сумму была неправомерно включена будущая прибыль от реализации проекта строительства новой станции, а совершение такой сделки привело бы к нерентабельности не только электролизного производства, но и глиноземного.