Создание Ново-Адмиралтейской суперверфи на острове Котлин, на мощности которой переходит предприятие "Адмиралтейские верфи", станет одним из важнейших шагов по формированию городского судостроительного кластера и поможет отечественному судостроению сделать существенный рывок вперед.
Чуть более месяца назад соглашение о переезде предприятия с Ново-Адмиралтейского острова на Котлин все же было подписано. Перебазирование предприятия станет ярким примером освобождения промзон в центре города и вывода промышленных предприятий на окраины. Освободившееся место отведут под строительство объектов недвижимости, а вырученные средства израсходуют на переезд судостроительного предприятия. Построить здесь планируется около 200 тысяч квадратных метров деловых комплексов и жилых домов.
Официально город уже получил территорию под суперверфь этим летом. Министр обороны подписал приказ о передаче из федеральной в городскую собственность земельного участка в 150 гектаров земли и еще 150 гектаров акватории на острове Котлин.
Генеральный директор управляющей компании по строительству Ново-Адмиралтейской верфи Александр Вознесенский рассказал, что объем инвестиций в строительство составит 60 миллиардов рублей, при этом объем производимой на верфи продукции в денежном эквиваленте - около 70 миллиардов рублей в год. На предприятии создадут более шести с половиной тысяч рабочих мест.
Проект планируют осуществить в три этапа: в 2015 году сдадут строительно-монтажные работы, в 2017 году начинается развитие гражданского судостроения, в 2018 году вводятся в эксплуатацию мощности для создания военных судов по гособоронзаказу. Сначала на новых верфях появится сухой док, сборочно-сварочный цех, затем - горизонтальное стапельное место, и уже в конце можно будет говорить об изготовлении корпусов и появлении цеха судоремонта и монтажа оборудования.
- В Котлине мы создаем лишь производственные возможности, - пояснил Вознесенский "РГ", - это не значит, что мы поделим остров и причальную стенку между всеми судостроительными предприятиями. Наша основная цель - выполнить до 80 процентов программы по гражданскому судостроению, на которую просто не хватает мощностей существующих петербургских верфей. Поэтому мы до сих пор строим большие гражданские суда в Корее, где возможности позволяют.
По словам Вознесенского, суперверфь, в первую очередь, создается для поддержки крупнотоннажного гражданского сегмента судостроения, где основные потребности сейчас диктуются месторождениями "Штокман" и "Ямал". Так, требуется построить 40 крупнотоннажных газовозов, общая стоимость которых составляет около 10 миллиардов долларов. А по совместному проекту с "Роснефтью" для ведения добычи в Карском море требуется создать несколько морских ледостойких стационарных платформ (МЛСП) стоимостью примерно по 1,2 миллиарда евро каждая.
Эксперт также рассказал, что на новой верфи будет и площадка для военного судостроения - подводных лодок, и сколько она будет занимать, зависит от смены приоритетов и перекраивания концепции, скорее всего, акцент будет сделан в сторону создания гражданских судов.
Теперь уже бывший глава ОСК (а ныне советник президента "Роснефти") Роман Троценко еще на экономическом форуме в Петербурге заявил, что строительство Ново-Адмиралтейской верфи в Петербурге должно начаться в мае-июне 2013 года. Последний раз верфь такого уровня строилась в СССР в 1981 году - это был черноморский завод.
Пока на Адмиралтейских верфях одна из самых высоких выручек на одного рабочего, да и портфель заказов тут постоянно растет. Чего не скажешь о российском судостроении в целом, ситуация здесь пока очень нестабильная. По данным ОСК, в среднем по предприятиям корпорации выручка на одного рабочего составляет 876 рублей, и это очень мало. Нормальным показателем, по мнению руководства, является 1,5 миллиона рублей на человека, а для этого необходимо далее постепенно увеличивать портфель заказов для каждого предприятия в зависимости от его специализации, осваивать новые ниши на рынке.
По словам Троценко, в дальнейшем, чтобы составить достойную конкуренцию в судостроении на мировом рынке, ОСК придется пересмотреть свою политику относительно выпуска продукции.
- Мы выбрали нишу на международном уровне - это выпуск танкеров, контейнеровозов, где достойных конкурентов нам не было, - пояснил Троценко. - При этом около трех тысяч верфей только в одном Китае имеют лицензию на судостроительные работы полного цикла, не говоря уже о Корее и Японии. Россия пытается освоить гражданский сегмент на международном рынке, и мы сейчас выходим на рынок с очень высокой конкурентной средой. А анализ выручки показал, что корпорация до сих пор является "лодочным предприятием" - еще в 2009 году мы полностью отсутствовали в сегменте надводных и гражданских судов. После приобретения амурского завода мы стали активно производить подлодки, но хотелось развиваться и дальше. И вот с вхождением в состав корпорации калининградского завода "Янтарь" мы вышли наконец-то в надводный сектор.
Некоторые аналитики рынка не исключают, что при переезде штаба ВМФ из Москвы в Северную столицу портфель заказов петербургских судостроителей с большой вероятностью возрастет, и они смогут рассчитывать на солидную долю от выделенных федеральными властями 4,5 триллиона рублей на переоснащение российского флота до 2020 года.