Разве можно сегодня сравнить, скажем, Юрия Яковлева, блистательно исполнившего эту роль в фильме Эльдара Рязанова "Гусарская баллада" в 1962 году, с Павлом Деревянко, сыгравшим поручика в картине "Ржевский против Наполеона" 2011 года, или с Сергеем Безруковым - он играет поручика Горжевского в фильме "Уланская баллада", который выйдет в прокат в ноябре 2012-го. Нельзя! Как нельзя сравнить и сами картины.
Разве можно сравнить актера-комика Игоря Ильинского в роли Кутузова и звезду "Вечернего квартала" Владимира Зеленского в роли Наполеона? Кино народное и кино коммерческое - где область пересечения и какова она? "Гусарскую балладу", между прочим, в свое время посмотрели 50 миллионов зрителей. Так что есть успех? Деньги или признание? Тем не менее, именно на таких примерах можно судить, как изменилась наша страна, наш кинематограф и сами зрители.
Несмотря на то, что сегодня поисковики интернета при запросе "Гусарская баллада" первым делом выдают адрес жилого комплекса в Подмосковье с таким названием, всем - от мала до велика - известно, что фильм Эльдара Рязанова - народное и любимое кино. Как и многие другие фильмы этого режиссера, "Гусарская баллада" разошлась на цитаты с момента ее появления. Песни из кинофильма, такие как "Давным-давно" или "Колыбельная Светланы", поют до сих пор. Но то, что нам кажется классикой сейчас, когда-то пробивалось сквозь свои тернии.
Перед тем как привести отрывок из книги Эльдара Рязанова "Неподведенные итоги", где он говорит и об этом фильме, скажу лишь, что дата - полвека со дня выхода народной картины - отмечается очень широко. На двух крупных фестивалях 50-летию "Гусарской баллады" посвящены специальные вечера. На "Московской премьере", которая проходит в столице в эти дни, в киноклубе "Эльдар" 30 августа состоится специальный тематический вечер "Гусарской балладе" - 50" с участием Эльдара Рязанова, Ларисы Голубкиной и Юрия Яковлева.
На фестивале "Золотой Феникс" в Смоленске, который планируется в начале сентября, в вечере, посвященном 50-летию "Гусарской баллады", примут участие Лариса Голубкина и Левон Оганезов.
На "Мосфильме" открылась фотовыставка, посвященная полувековому юбилею картины - в главном корпусе студии можно посмотреть на фотографии с кадрами из фильма и поностальгировать.
А еще можно перечитать одну из книг Эльдара Рязанова, где в главе об Игоре Ильинском он пишет так: "В 1961 году, весной, я перечитал пьесу Александра Гладкова "Давным-давно". Озорная, написанная звонкими, яркими стихами, она рассказывала о смелых, лихих людях, которые весело дерутся, горячо влюбляются, бескорыстно дружат, готовы прийти на помощь другу, о людях, которые ценят шутку, застолье и вообще любят жизнь. Мне захотелось снять такой фильм. И повод подвернулся удобный: через полтора года исполнялось сто пятьдесят лет со дня Бородинской битвы. Я не сомневался, что с запуском фильма сложностей не окажется. Пьеса девятнадцать лет шла на сцене и была достаточно популярна.
Неожиданно я наткнулся на сопротивление. В Министерстве культуры сочли произведение слишком легковесным. "Как! К юбилею Отечественной войны 1812 года выступить с легкомысленной комедией, смакующей гульбу дворян и их любовные забавы? Это невозможно!" - говорили мне авторитетные редакторы. Я пытался доказать, что пьеса вызывает в зрителе гордость за наших предков, восхищение их подвигом, будит любовь к Отчизне. Однако призывы оставались тщетными.
- Гусары-рубаки, гусары-забияки (на самом деле было употреблено более грубое слово) - так подытожил мнение чиновных редакторов тогдашний заместитель министра культуры Е. А. Фурцевой Владимир Евтихианович Баскаков: кинематограф был именно его вотчиной. Госкино тогда еще не организовалось.
Неблагоприятная реакция на мое намерение диктовалась дурным отношением не столько к пьесе или ко мне, а тем, что фильм будет выпущен к юбилею.
Официальность, противопоказанная искусству, традиция тягучих, занудных юбилеев и стала препятствием на пути к осуществлению "Гусарской баллады" (так я по совету Леонида Зорина решил назвать фильм).
Однако в те далекие, забытые, благословенные времена студия имела право самостоятельно решать запуск фильма, минуя высшие инстанции, и благодаря опять-таки поддержке Ивана Александровича Пырьева "Гусарскую балладу" удалось протолкнуть в производство. Право самостоятельного запуска фильма студией и, больше того, приемки его вернулось только двадцать пять лет спустя, когда перестройка стала ломать и крушить обронзовевшую канцелярщину.
"Гусарская баллада" - моя первая картина не на современном материале и первая экранизация. До сих пор никто, кроме узкого профессионального круга, не знал сценариев, по которым я снимал фильмы. Они не издавались, как самостоятельные литературные произведения. Пьеса же "Давным-давно" была широко известна театралам, публике, и я, как режиссер, не имел права сделать картину ниже известных постановок или хуже пьесы. В сценарии, как и в пьесе, роль народного полководца Михаила Илларионовича Кутузова не очень большая, но ключевая, смысловая, важная. На все роли я подбирал комедийных актеров и не сомневался, что Кутузова тоже должен играть комик. Я решил предложить роль фельдмаршала моему старому другу и любимому артисту Игорю Ильинскому.
Как и следовало ожидать, мое предложение на студии встретили в штыки. "Комедийный актер, - говорили мне тогдашние руководители "Мосфильма", в частности генеральный директор В. Н. Сурин, - не имеет права появляться на экране в образе великого полководца. Ведь как только зрители увидят Ильинского в форме фельдмаршала, они покатятся со смеху, и память Кутузова будет оскорблена, скомпрометирована"…
…Кроме соучастников, то есть членов съемочной группы, убедить я никого не смог. Но это было еще полбеды. Когда я приехал к Ильинскому, он наотрез отказался играть роль Кутузова.
- Нет, нет. Во-первых, крошечная роль, почти эпизод. Несерьезно для меня. А потом, я значительно моложе, чем Кутузов был в 1812 году. Мне придется изображать старика, это может получиться не очень естественно.
Но я понимал, что не найду лучшего исполнителя роли Кутузова для комедийного фильма. После урока с "Человеком ниоткуда" я проверял себя очень тщательно, но все опасения разбивались о логические выводы. Итак, ясно: только Ильинский! Эта убежденность подкреплялась еще и тем, что я провел несколько кинопроб других, очень сильных актеров, но результат не удовлетворял меня. Я принялся вести двойную игру, решил перехитрить всех - и руководство студии, и Ильинского. Ильинского я обманывал, говоря, что вся студия только и мечтает увидеть его в роли Кутузова. На студии же я уверял, что активно ищу актера, снимаю кинопробы, и выражал лицемерное сожаление, что подходящий кандидат еще не найден.
А тут наступила зима, и пришла пора выезжать на зимнюю натуру. Вскоре натура стала "уходящей", то есть снег принялся таять, и съемки находились под угрозой срыва. Я буквально умолил Ильинского сниматься и, не проинформировав руководство студии, свершил самовольный поступок - отснял эпизод, где Кутузов проезжает перед войсками. А вскоре снег стаял совсем, и эту сцену переснять с другим исполнителем не представлялось возможным. Так я поставил студию перед свершившимся фактом. Пришлось смириться с моим выбором. Далее начались павильонные съемки, и тут Игорь Владимирович сам увлекся ролью, разошелся, понял, что, несмотря на малый объем, она действительно очень значительна, и с удовольствием ее играл. Уже во время первых репетиций я почувствовал, что артист угадан необычайно точно…
…Вскоре после отправки копии готового фильма в Министерство культуры на студию приехала Екатерина Алексеевна Фурцева. Я пошел толочься в директорском предбаннике в надежде увидеть министра, выяснить, смотрела ли она картину и каково ее мнение. Я действительно попался на глаза Фурцевой. Она высказала мне свое неудовольствие:
- Как вы смогли совершить такой просчет? - говорила мне Екатерина Алексеевна. - Надо было додуматься - взять на роль Кутузова Игоря Ильинского! Вы же исказили, можно сказать, оклеветали великого русского полководца. Я очень люблю Ильинского, он - превосходный комик, но Кутузов... Это бестактно! Зритель будет встречать его появление хохотом. Ильинского надо заменить, переснять его сцены. В таком виде мы картину не выпустим.
- Но там зима, - возразил я, - а сейчас август. И потом, через десять дней годовщина Бородина. И, по-моему, Ильинский играет чудесно.
- О том, чтобы фильм вышел к юбилею, вообще не может быть и речи... Переделайте. А зима или лето - у вас в кино все можно, - компетентно закончила Фурцева и отвернулась.
В кинопрокат полетели распоряжения, что выпуск фильма на экран отменяется. Никакой демонстрации "Гусарской баллады" в юбилейные дни не состоится.
Я был уничтожен и убит. Пытался спорить - меня не хотели слушать…" Ну а дальше Эльдар Александрович не менее захватывающе рассказывает о том, как непостижимым образом, что называется, сложились звезды и, благодаря небольшой заметке в аджубеевских "Известиях", фильм к означенной дате все же вышел на экраны.
И вот сегодня мы празднуем уже 200-летие Отечественной войны 1812 года. Телеканалы подготовили масштабные проекты к этой дате. Но какой из них запомнится так же, как "Гусарская баллада", которую тоже в эти дни покажут по ТВ (канал ТВ Центр, 8 сентября в 12.35)? Но, как не остановить тех, кто делает ремейки "Служебного романа" и "Кавказской пленницы" - ведь по коммерческим законам - один из залогов получения хорошей прибыли - это узнаваемый бренд, так и ничего не поделать с тем, что в год очередной громкой даты Отечественной войны 2012 года, появится фильм, так или иначе "отсылающий" зрителя к популярной картине Эльдара Рязанова, вошедшей в "Золотую коллекцию" "Мосфильма"/
Лето 1812 года. В поместье отставного майора Азарова приезжает гусарский поручик Дмитрий Ржевский. Он заочно помолвлен с племянницей майора и не очень рад будущей встрече с невестой, рисуя её себе жеманной модницей. Но Шурочка - воспитанница двух старых вояк - дяди-майора и его денщика, заменившего ей няньку, - отлично держится в седле, умеет фехтовать. Желая показать дяде маскарадный костюм для предстоящего бала, она выбегает в сад, одетая корнетом, и… сталкивается нос к носу с будущим женихом. Планы разрушает внезапно начавшаяся война, на которую Шурочка отправляется в костюме корнета - защищать Родину… Прообразом главной героини стала реальная кавалерист-девица Надежда Дурова.
Сценарий - Александр Гладков при участии Эльдара Рязанова
Режиссер-постановщик - Эльдар Рязанов
Оператор - Леонид Крайненков
Художники - Михаил Богданов, Геннадий Мясников
Композитор - Тихон Хренников
Лариса Голубкина - Шурочка Азарова / корнет Азаров
Юрий Яковлев - поручик Дмитрий Ржевский
Игорь Ильинский - фельдмаршал М. И. Кутузов
Николай Крючков - Иван
Виктор Кольцов - Азаров
Антоний Ходурский - граф Нурин
Татьяна Шмыга - Луиза Жермон
Лев Поляков - Пелымов
Алексей Полевой - Балмашов, генерал, царский адъютант
Владимир Ширяев - Винсенто Сальгари, испанский лейтенант
1812 год. Накануне решающей битвы при Бородино тайный агент Наполеона крадет план сражения. Об этом становится известно Кутузову, и он посылает на перехват трех бравых улан - поручика Горжевского, князя Кикнадзе и унтера Птуху. Путь их лежит в Польшу, где разворачивается бурный роман Наполеона с графиней Валевской.
Режиссер-постановщик - Олег Фесенко
Автор сценария - Глеб Шпригов
Оператор-постановщик - Арунас Баразнаускас
Звукорежиссер - Сергей Чупров
Композитор - Максим Дунаевский
Антон Соколов - Алексей Тарусов
Сергей Безруков - Горжевский
Анатолий Белый - Кикнадзе
Станислав Дужников - Птуха
Валерий Николаев - Де Витт
Анна Чиповская - Беата
Ольга Кабо - Марта
Сергей Журавель - Кутузов
Эрик Фратичелли - Наролеон
Гедиминас Адомайтис - Коленкур
Павел Делонг - Ледоховский
Борис Клюев - Телятьев
Егор Пазенко - Уваров
Владимир Гостюхин - Тарусов-старший
Светлана Меткина - Валевская