03.09.2012 23:04
    Поделиться

    Юрий Богомолов: Антиутопия ближе к действительности, чем утопия

    После просмотра сериала "Россия. Полное затмение" нечаянно окунулся в "Большую перемену", потусторонний советский телесериал. И померещилась мне в обоих столь асимметричных произведениях некая симметрия. Один сериал - свет и благолепие; другой - тьма и невозможность. Один - утопия; другой - антиутопия.

    Только антиутопия, как всегда, почему-то ближе к действительности, чем утопия.

    ***

    "Россия. Полное затмение" Андрея Лошака и Павла Бардина - сериал-розыгрыш в жанре мокьюментари, то есть в жанре псевдодокументалистики. Кому-то этот розыгрыш показался несмешным, кому-то - бездарным. Но почему же он вызвал дикое раздражение у значительной части общественности? В том числе той, что зовется либерально-креативной? Протодиакон Андрей Кураев, памятный тем, что обнаружил симптомы сифилиса у Воланда, задался вопросом: "А не подать ли в суд на фильм Андрея Лошака "Россия. Полное затмение" за оскорбление научных чувств и просто разума?". Ох, подайте, батюшка Андрей Вячеславович. И мотивировка у Вас готова: "Столь циничного и расчетливого издевательства над телезрителями я не видел никогда".

    Антиутопия, как всегда, почему-то ближе к действительности, чем утопия

    Ну, как же так, отец Андрей... Вы, видно, вовсе не смотрите телевизор. Неужто Вы позабыли о сеансах Кашпировского, Чумака? И Грабового не помните? И ничего не слышали о фильтрах академика Петрика? И фильма "Великая тайна воды" не видели? И с нашумевшей картиной "Плесень", где с непобедимыми микроорганизмами люди успешно борются с помощью колокольного звона, незнакомы? Или все это недостаточно оскорбительно для Ваших "научных чувств"?

    ***

    Как раз "циничных и расчетливых издевательств над телезрителями" в нашем эфире более чем достаточно и без Лошака. Они стали повседневной рутиной в репертуаре отечественного ТВ. А что сделал Лошак? Он лишь сгустил ее. Или несколько преувеличил степень ее абсурда. Как в случаях со стволовыми клетками, с женами полигамного олигарха Сотникова, с финикийским ритуалом посмертных разводов, с узорами на коврах, заменивших иконы, с обнаруженным геном фашизма, который в порядке эксперимента был привит белым мышам.

    Ну и т.д. вплоть до роли в нашей жизни телецентра, который, как выяснили создатели фильма, был построен на бывшем кладбище и питается не только электроэнергией, но и энергией мертвых. Отсюда и сила его воздействия, которой и воспользовались воплощающие план Даллеса в жизнь враждебные силы. План Даллеса, добытый коллегой Анны Чапмен и переданный Лошаку, с выражением зачитывает народный артист Юрий Назаров. Видно, что он в него поверил. Как веруют в него Андрей Караулов, Владимир Жириновский, Михаил Задорнов.

    ...Уже после окончания сериала мне довелось увидеть на "Дожде" разговор ведущей информационной программы Марии Макеевой с одним уважаемым экспертом. Речь шла о двойном убийстве в городе Казани и, как водится, разговор соскользнул на более общие проблемы РФ. Эксперт, авторитетный ученый в области судебной медицины, дал понять, что беды, преследующие нашу страну, неспроста, что их насылают на нас и ими дирижируют там... "В Госдепе?" - улыбнулась ведущая. "Ну-у-у..." - многозначительно протянул ученый. Выражение его лица было такое, что он знает, кто дирижер, но не решается сказать "под телекамеру".

    ...Неостепененный таксист сообщил мне как о непреложном факте, что наводнение в Крымске организовали американцы посредством специальных антенн.

    ***

    Если бы Андрей Лошак ограничился тем, что собрал мифогенный мусор, засоривший атмосферу нашего общежития, то это был бы прикол, междусобойчик интеллигентных людей. Но он сделал большее: обнажил технологию низкопробного, но ловкого мифотворчества.

    Прежде шарлатаны, колдуны и гадалки опирались на мистические и прочие потусторонние бредни. Теперь они апеллируют к науке. Разумеется, не к ней самой, а к ее антуражу и к ее лексике. На экране мы видим людей в белых халатах, вглядывающихся в мониторы компьютеров. А из-за кадра горохом сыпется наукообразная абракадабра: "тумблерная томография", "органическая мутация", "эфирные шлаки", "телебулия". Похоже на технологию гротескного вранья Ноздрева про Чичикова и якобы похищенную им губернаторскую дочку. "Правда ли, что Чичиков - Наполеон?" - "Правда". "Правда ли, что Ельцин оказался жидомасоном?" - "Чистая правда!" - хором готова ответить толпа.

    Шарлатаны, колдуны и гадалки все больше апеллируют к науке. Не к ней самой, а к ее антуражу и к ее лексике

    В том и особенность этой работы Андрея Лошака и примкнувшего к нему Павла Бардина: она одним сатирическим острием направлена против коллег, занимающихся телевизионным наперстничеством, а другим - против той части телеаудитории, что предпочитает реальности ее мифическую подделку.

    Именно эту часть аудитории Лошак и ткнул носом в то, отчего она кайфовала и кайфует. Кто-то будет говорить (уже говорят), как это неблагородно со стороны уважаемого, интеллигентного, талантливого журналиста. Но ведь не он первый так неделикатно обошелся с публикой. Был еще Зощенко, который не столько смеялся над властью, сколько над так называемым "простым народом". Еще больше в этом "повинен" Хармс, выволокший на свет божий клише и штампы простонародного подсознания о высоком и непонятном и подверг их жесткому осмеянию.

    ***

    ... А причем здесь "Большая перемена", рассказывающая о том, как люди труда тянутся к знаниям, к высокой культуре, о торжестве чистого разума? А при том, что это такой же гротеск и абсурд, как и "Полное затмение", поведавшее об успехах нечистого разума.

    Поделиться