Паспорт - бесплатно
С 1 сентября филиалы Кадастровой палаты начали вести учет объектов капстроительства. Для чего вам передали эту функцию?
Игорь Маслов: В стране планируется объединить данные об объектах недвижимости и о правах на них, создав общий информационный ресурс. Технически это очень сложно - к примеру, единый госреестр прав существует в двух версиях (у органов юстиции и у Росреестра), кадастровым учетом до сих пор ведали разные органы - мы отвечали за земельные участки, а органы техинвентаризации - за объекты капстроительства (ОКС). Чем больше задействовано структур, тем сложнее скоординировать процесс. Поэтому было решено оцифровать архивы БТИ и предоставить эти сведения нам. В базе по Воронежской области - данные об 1,2 миллиона ОКС - уже учтенных. И теперь мы будем эту базу пополнять: до 1 января 2013 года - наряду с бюро техинвентаризации, после - "единолично".
В переходный период - с сентября по январь - в филиале Кадастровой палаты выдают документы о ранее учтенных ОКС в виде кадастрового паспорта бесплатно. В БТИ это стоит максимально около 500 рублей для граждан, 1000 - для юрлиц. Что ж, проверим себя на прочность при пиковой нагрузке. Будут срывы - разберемся, исправимся. Зато с будущего года, когда нам в порядке эксперимента передадут полномочия по приему и выдаче документов на госрегистрацию прав и предоставление сведений из ЕГРП, сможем работать в штатном режиме.
В 2013-м расценки на нашу услугу по предоставлению сведений об ОКС утвердит минэкономразвития. Думаю, цены будут невысокими по сравнению с тем, сколько требуется заплатить на других этапах оформления недвижимости. Так, сегодня в случае с земельными участками работа кадастрового инженера над межевым планом стоит от трех до 12 тысяч рублей, а у нас постановка на кадастровый учет осуществляется бесплатно.
Что эти изменения дадут простому человеку?
Игорь Маслов: Унифицированный подход к оказанию госуслуг и, смею надеяться, более высокое качество. Людям важно, чтобы не надо было ломать голову - куда за какой бумажкой идти. В быту же мы часто используем понятия по инерции, получаем "зеленки" (хотя свидетельства о праве собственности давно розовые), ходим в "ГУЮ" (которое сменило название уже несколько раз). И вот сейчас человек сможет оформить "бумажки" на дом и участок в одном месте. Кроме того, мы вместе с Управлением Росреестра максимально сблизили процедуры постановки объектов на кадастровый учет и госрегистрации права на них. Практически идентичны пакеты документов, механизм приема и обработки, сроки (кадастровый учет проводится в течение 20 рабочих дней, а госрегистрация прав - 20 календарных).
Ожидаете ли вала обращений по постановке на учет объектов капстроительства?
Игорь Маслов: Факторов, которые могли бы его спровоцировать, нет. "Дачную амнистию" не сворачивают, запредельными ценами на наши услуги после 1 января не грозят. Вероятно, количество клиентов увеличится примерно на 200 человек в день. Прежде они обходили в городе семь-восемь присутственных мест, а теперь придут в два-три. Но очередью из пяти человек, согласитесь, наших граждан не напугаешь. Мы же готовы принять всех: создали дополнительные рабочие места.
Из любой точки
Немало изменений в работе вашего филиала произошло и в первой половине 2012 года - расскажите о том, что наиболее значимо для клиентов.
Игорь Маслов: Мы перешли к централизованному учету и ведению госкадастра недвижимости. Раньше решения о постановке объектов на учет принимали в каждом районе Воронежской области, а сейчас - только в центральном аппарате в Воронеже. На местах только собирают документы. Суть решений не изменилась, зато структура стала более управляемой. А значит, будет проще переходить к формированию единой информационной системы об объектах недвижимости и правах на них. Признаюсь, некоторые руководители райотделов привыкали к нововведению с трудом. Представьте: человек десять лет единолично определял, правильно ли обозначены границы земельных участков. И вот в одночасье превратился в рядового госслужащего. Самоутверждение за счет граждан здесь, по-моему, неприемлемо. С начальниками, которые не смогли психологически перестроиться, пришлось расстаться. Из-за внутренней реформы у нас бывали серьезные (до 20-35 дней) задержки в осуществлении кадастровых процедур, в связи с чем поступило около 10 жалоб. Но рубеж мы перешли, практику наработали. И по итогам полугодия видим, что централизация кадастрового учета себя оправдывает.
Сдать и получить документы на государственный кадастровый учет земельных участков можно во всех наших пунктах приема граждан - независимо от того, в каком районе области находится объект недвижимости. То есть вы, допустим, в Анне сдаете документы на землю, которая расположена в Петропавловском районе, и через 20 рабочих дней, как положено, забираете готовые документы.
Помимо страницы на портале управления Росреестра, вы завели отдельный сайт - www.fkp-vrn.ru. Зачем?
Игорь Маслов: Стараемся быть ближе к гражданам. Наш ресурс в стадии наполнения, но в онлайн-приемную уже поступило несколько вопросов. Через сайт можно записаться на прием, там есть раздел с полезными документами для кадастровых инженеров.
За цифровыми документами будущее - вот и у нас уже можно получать в электронном виде кадастровые выписки о любом объекте недвижимости в РФ. Для физлиц это стоит 150 рублей за экземпляр, а в бумажном виде пришлось бы отдать 400.
Мы внедрили услугу sms-уведомления. В случае отказа в проведении кадастровой процедуры либо ее приостановления по каким-то причинам вам сразу приходит сообщение о том, что это произошло. Не нужно ждать официального уведомления по почте, чтобы начать собирать недостающие документы. Идею я "украл" у одного из авторизованных сервисных автоцентров. Поставил машину на ремонт - пришла sms-ка: ваш автомобиль находится на такой-то площадке, телефон ответственного сотрудника такой-то. Через две недели мы запустили аналогичный сервис.
Наша цель очень проста: сделать госуслуги максимально доступными. Этого требует время. Если ничего не менять, рано или поздно потеряешь все, что имел. Работая в Краснодаре, я научился у своего руководителя тому, что надо быстро двигаться вперед. Он никогда не стеснялся учиться у молодых подчиненных, ведь они легко генерируют полезные идеи.
Владеешь - плати
В июле в Воронеже много недовольства вызвало повышение земельного налога, который исчисляется от кадастровой стоимости. До вас эти претензии доходили?
Игорь Маслов: Я убежден, что собственник обязан нести бремя содержания своего имущества. При определении кадастровой стоимости могут быть ошибки. Есть сомнения - обращайтесь, все проверим. А спекулировать на проблеме не нужно. Массового и резкого роста налогов не произошло. Только в единичных случаях. Но посудите сами: правильно ли, скажем, иметь магазин на набережной в центре Воронежа и платить за участок пять тысяч рублей в год? Ведь в этом магазине костюм от Roberto Cavalli не за две тысячи рублей продадут, а попросят все 60 - при том, что вместе с доставкой в Россию он стоит 400 евро. Тогда откуда ропот? Налоги идут в бюджет, за счет которого строятся дороги и детские сады. Так чьи интересы защищают те, кто пытается перевести вопрос о стоимости земли в политическое русло? Пожилые люди или селяне к нам с вопросами по поводу возросших налогов не приходят, потому что у них в крови заложено - надо платить.
А жители Воронежа пытались оспорить кадастровую стоимость недвижимости?
Игорь Маслов: Пытались выяснить, не вкралась ли ошибка. Это мы приветствуем. Помогаем разобраться, советуем, куда дальше обращаться (в суд либо в местную администрацию). Если же собственник подает иск и нас привлекают как третьих лиц, мы стараемся полагаться на решение суда.
Как бы вы оценили уровень работы кадастровых инженеров в регионе?
Игорь Маслов: Они заинтересованы в развитии. Создают СРО, охотно общаются с нами, чтобы понять "кухню" Кадастровой палаты и более грамотно с ней взаимодействовать. Мы, со своей стороны, публикуем на сайте значимые для них изменения в законодательстве. Хотим разместить там табличку о деятельности кадастровых инженеров в Воронежской области - сколько было отказов и приостановлений процедуры по материалам конкретных специалистов. Чтобы было видно, к кому обращаться. Если кадастровый инженер получает более десяти отказов в год, его дисквалифицируют. Нам выгодно, чтобы инженеры становились более грамотными, приходили с правильно подготовленными документами. Обычно сканирование и обработка файлов занимают минут 20-25. А если инженер, имея ЭЦП, приносит электронные документы на съемном носителе, достаточно трех минут. Значит, за то время, которое по административному регламенту отведено на одного человека, можно принять троих.
Много ли в Воронежской области земель, не поставленных на кадастровый учет?
Игорь Маслов: Совсем "неопознанных" территорий уже нет. Основные площади - сельхозземли, они учтены давно (при раздаче колхозных паев). Земли поселений - тоже. Есть кусочки муниципальных территорий, которые выкраиваются для тех или иных нужд. Например, Лискинский район постоянно ведет работу по постановке на кадастровый учет земельных участков, чтобы через торги передавать их для коммерческого или иного использования. Там власти работают с инвесторами активнее, чем в Воронеже. И когда из Лисок нам приходят письма, что такие-то участки надо поставить на учет в определенный срок, мы идем навстречу и делаем все за пять-семь дней.
Служба доставки
Как вы боретесь с коррупцией?
Игорь Маслов: Нас контролирует Росреестр, мы сами раз в квартал выборочно проверяем дела. К концу года во всех приемных повесим камеры видеонаблюдения. Могут быть случаи, когда граждане злоупотребляют своими правами: придумывают какие-то детали, рассказывая, как с ними неправомерно поступили. Камеры помогут устанавливать истину. Стараемся повысить мотивацию сотрудников к качественной работе. Оклады небольшие, заставлять перерабатывать просто так - неэффективно. Поэтому за выход специалистов в субботу всегда предоставляем двойную оплату или лишний выходной. Вводим индивидуальные графики: коллектив молодой, многим надо забирать детей из садиков. Летом в нашем офисе на Солнечной без кондиционеров было 35-37 градусов, и мы позволили каждому работать так, как ему комфортнее. Некоторые отказывались от обеда, работали с 8 до 16-30. Работайте хоть два часа в день - лишь бы дело было сделано.
К вопросу об удобстве - к вашему зданию на Солнечной трудно добраться.
Игорь Маслов: Администрация города не откликнулась на нашу просьбу провести сюда коммерческий маршрут. Поэтому мы планируем купить собственный автобус, чтобы доставлять сотрудников на работу, а в течение дня совершать "челночные" рейсы между улицами Донбасской и Солнечной. С остановки забирать клиентов и бесплатно или за символическую сумму подвозить к своему учреждению. Автобус можно будет использовать и как передвижной офис по оказанию госуслуг.
К сожалению, пока не получили распространения выезды наших сотрудников на дом. Мы еще весной хотели организовать такое обслуживание ветеранов и инвалидов Великой Отечественной, долго переписывались с органами соцзащиты, но те подошли к делу формально - мол, персональные данные нельзя предоставлять… Мы вышли на Совет ветеранов, провели несколько выездов - принимали документы на дому и отвозили клиенту. Это не разовая акция. Записаться на такой прием можно по телефону: 8 (473) 241 72 21.
Пригласить к себе специалистов Кадастровой палаты может любой человек, имеющий ограниченные возможности для походов по присутственным местам?
Игорь Маслов: Да. Например, человек пожилой, больной и одинокий. Или, как бывает, детей и внуков куча, на дедушку им плевать, пусть сам ходит по инстанциям. Дедушкиной дачей воспользоваться я хочу, а пойти зарегистрировать ее - как бы времени нет… Если у кого-то есть информация о конкретных людях, которые не могут подать документы для постановки недвижимости на кадастровый учет обычным способом, - обращайтесь, поможем.