"Рай. Любовь". Режиссер - Ульрих Зайдль. Австрия-Германия-Франция, 2012.
Когда Сэм Клебанов впервые представлял картину Ульриха Зайдля в Москве, ажиотаж был предсказуем, но все же не до такой степени. Заявленная в аннотации фильма продажная кенийская любовь даже в фестивальном контексте оказалась настолько дефицитным товаром, что ведущему едва нашлось место, где встать, чтобы сказать пару вступительных слов. О том, в каких экстремальных условиях пришлось работать знаменитому австрийскому режиссеру: пляж, почти сорокаградусная жара, стареющие секс-туристки вокруг и мускулистые аборигены повсюду, живущие одним днем и совершенно не думающие о будущем. И потому срывающие все съемочные планы: завтра, дескать, взойдет солнце и начнется другой день, а сегодня надо просто попытаться раздобыть хоть какие-то деньги на еду. Закон Африки: никаких обязательств и даже намеков на пунктуальность для европейцев с немецким характером превращался в настоящее испытание на пределы терпения. Но все закончилось благополучно. Фильм был снят, вошел в основной конкурс Каннского кинофестиваля, потом в одну из самых интересных программ Московского "Восемь с половиной фильмов", и вот теперь добрался до проката в Москве.
На первом просмотре в зале люди сидели друг у друга на головах, как африканские беженцы, в поисках работы пытающиеся пересечь границы всем континентом на одном грузовике. Кому не досталось мест, лежали перед экраном, причем в такой концентрации, как на городских общественных крымских пляжах в выходной день. Будто Эммануэль переживала свое второе рождение после советских времен. Только явилась она уже в непривлекательном образе пятидесятилетней толстой несчастной тетки, в поисках приключений по совету опытных пожилых подруг отправившейся на отдых в Кению, и почти смирившись с ролью "сладкой мамочки", как называют на местных пляжах европейских женщин, ищущих африканских мальчиков, зарабатывающих себе на жизнь продажей любви. Для трансформации из порядочной матери-одиночки в развратную "сладкую мамочку" понадобится всего одна пляжная неделя.
Как это все происходит, Ульрих Зайдль снимает с пристрастием документалиста, но задачи добиться учащения пульса у зрителей он себе совершенно не ставит. Это не эротическая драма женщины бальзаковского возраста, а, скорее, сатирическая комедия о современных взаимоотношениях разнополых представителей цивилизованных западных держав и стран третьего мира, в которой обнаженные человеческие тела смотрятся так же естественно, как голые животные в зоопарке. И где самым морально устойчивым существом оказывается не homo sapiens c белым или черным цветом кожи, а покрытый шерстью зверь. То есть - обезьяна, любовь которой ни за один банан не купишь.