Что все-таки будет с "Ленфильмом"?
Эдуард Пичугин: Вопрос не совсем ко мне: решать судьбу "Ленфильма" будет собственник - государство, я участвовал в разработке одной из трех концепций развития студии и надеюсь получить возможность реализовать свою концепцию на практике. Конечно, я хочу, чтобы студия жила, развивалась, чтобы там снимали кино, и знаю, как этого добиться. Мы заинтересованы в производстве фильмов - качественных, хороших и в большом количестве, а уж их продвижением мы занимаемся давно.
Именно для спасения студии мы создали и зарегистрировали весной дочернюю компанию - ООО "Продюсерский центр киностудии "Ленфильм". По ходатайству общественного совета киностудии генеральным директором назначен продюсер Андрей Сигле, а Алексей Юрьевич Герман стал соучредителем центра. Все кинопроизводство этого центра будет сосредоточено только на "Ленфильме" - собственные проекты, копродукция.
Замечательные мастера говорят о том, что под брендом "Ленфильма" надо снимать умное, серьезное кино, надо поддерживать дебютантов. Конечно, надо! И механизмы поддержки уже сегодня существуют.
Нельзя больше ждать, когда "Ленфильм" окончательно развалится. За несколько лет такого междувластия киностудия осталась почти без проектов и без финансирования. Большое спасибо Алексею Герману-старшему, Александру Сокурову за то, что они смогли достучаться до правительства. Уверен, что открытое обсуждение покажет: у совета директоров нет противоречий с общественным советом, куда входят оба великих мэтра. Наша концепция появилась давно, 23 декабря прошлого года мы провели совет директоров, на котором она была представлена - с учетом разных мнений и предложений. Мы постарались учесть все пожелания. Главное: не будет никакого перепрофилирования киностудии, переноса ее за город, и ничего на ней не будет продано. Кинопавильоны должны оставаться кинопавильонами.
Что же изменится?
Эдуард Пичугин: Например, пятый павильон, самый большой, сейчас используется как склад мебели, реквизита. Мы предполагаем заняться там производством фильмов, а складам определить другое место.
В Сосновой Поляне около 10 гектаров земли, два неотремонтированных павильона, есть автобазы и главное - решены все вопросы с инженерными коммуникациями. Там идеальное место для того, чтобы поставить гигантский павильон-трансформер и использовать несколько гектаров под натурную площадку. Как на "Мосфильме", где несколько лет назад построили город-декорацию, и там снято уже много фильмов, клипов, эпизодов.
Если бы решение по "Ленфильму" было принято год назад, то, конечно же, фильм Федора Бондарчука "Сталинград" (самый масштабный российский проект, грандиозный: камеры 3D, технология IMAX на площадке, американские ассистенты, обслуживающие технику, декорации фактически в натуральную величину, построены реплики основных мест Сталинграда) снимался бы у нас. А так у Бондарчука почти год ушел на строительство декораций, пришлось делать это на территории военно-морской базы под Петербургом. В дальнейшем в Сосновой Поляне еще много лет можно было бы снимать фильмы про войну.
Так же мы хотим поддержать общественное творческое объединение молодых кинематографистов Санкт-Петербурга и планируем совместно реализовать проект "КИНОЛОФТ". Его появление обусловлено стремлением молодежи активно включиться в процесс развития киностудии "Ленфильм". Основная идея заключается в создании при киностудии нового действующего киносообщества, состоящего из молодых профессионалов. Будет создано два направления - кинобизнес-инкубатор и арт-лаборатория.
На какое производство можно рассчитывать?
Эдуард Пичугин: Сегодня 86 полнометражных картин в год государство поддерживает финансами. На наш взгляд, "Ленфильму" можно планировать размещение заказов на производство не менее 15 фильмов и 4 сериалов. Сколько для этого нужно камер, осветительных установок - рассчитать несложно. Оборудование можно купить без посредников. Я езжу на международные киновыставки, смотрю технологическое оборудование. Могу похвастаться - для "Ленфильма" мне удалось получить уникальные условия поставки техники, со скидками, рассрочками… Отремонтировать павильоны тоже несложно. Но я привык рассматривать проблемы в комплексе. Обеспечить загрузку студии проектами только петербургских кинематографистов невозможно. Многие режиссеры, актеры, продюсеры уехали работать в Москву. "Ленфильм" должен рассчитывать на приглашенных сюда, иногородних или иностранных заказчиков. Поэтому необходимо обеспечить современный продюсерский сервис. До этого момента наши потенциальные клиенты говорили: "Зачем нам планировать на следующий год свой проект на "Ленфильме", если неизвестно, что будет со студией?"
Мы предложили бизнес-план. Инвестиционный объем, который необходим - 1 миллиард 530 миллионов 300 тысяч рублей. Но "живых" денег сразу нужно около 300 миллионов. Для такой фабрики, акционерного общества - это подъемные деньги. Ленфильмовцы потеряли свой фильмофонд, который создавался на протяжении всей истории. Надо вернуть основную часть дохода от него, и я знаю, что министр культуры уже согласовал и направил инициативу в правительство.
Об этом говорит и глава "Мосфильма" Карен Шахназаров. У них коллекция находится в собственности, что и стало решением проблем, помогло выжить.
Эдуард Пичугин: "Мосфильм" находился в таком же плачевном состоянии, как и "Ленфильм" - до прихода Шахназарова. Мы взяли за основу эту модель, чтобы сделать примерно такую же фабрику. Сегодня права на коллекцию находятся у государства, закреплены за "Госфильмофондом". Есть пути решения задачи. Мы показали бизнес-план банкирам, проверили его на состоятельность и представили правительству. Появилась другая концепция - наших коллег, членов общественного совета студии. Теперь дело за экспертами и решением правительства.
Главное в этой истории, что борьба за "Ленфильм" закончена. 9 августа Президент России Владимир Путин написал поручение премьер-министру Дмитрию Медведеву и министру культуры Владимиру Мединскому: "Прошу проработать вопрос о сохранении и развитии киностудии "Ленфильм". То есть киностудия будет сохранена и возродится. Это коллективная заслуга - всех, кто пытался достучаться до властей.
Кто же погасит долги "Ленфильма"?
Эдуард Пичугин: Долги - около 80 миллионов рублей. Для студии, которая возрождается, разобраться с ними несложно. Конечно, нужно их реструктурировать. Только от реализации коллекции ежегодный доход свыше 100 миллионов рублей. В собственности ОАО "Ленфильм" находятся земля, недвижимость, свои подстанции. Активов на студии более 350 тысяч единиц хранения (реквизит создавался с 1918 года всей страной). Например, знаете ли вы, что "Ленфильм" владеет коллекцией живописи, и многие картины находятся в государственных музеях?
Будет ли на "Ленфильме" свой музей?
Эдуард Пичугин: Музей надо создавать обязательно - чтобы поддержать бренд студии. Если сегодня вы остановите такси и попросите отвезти вас на "Ленфильм", большинство таксистов не знают, где он находится, спрашивают адрес! Поверьте, это так.
Музей займет не более 5 процентов площадей на Каменноостровском, 10. Вот неработающий входной корпус. Он не имеет отношения к производству, там ничего не происходит. Туристы, гости, горожане могут приходить сюда, не нарушая рабочего ритма создателей кино. Здесь в 1896 году впервые в России братья Люмьер познакомили зрителей с "синематографом", здесь зародилось отечественное кино… Все можно сделать без больших инвестиций, своими руками. На "Ленфильме" не перевелись мастера - замечательные художники, декораторы, плотники.
Справка "РГ"
Эдуард Пичугин - создатель федеральных сетей кинотеатров "Кронверк Синема" и "Кино Сити", генеральный продюсер форума "Кино России - 2020", председатель попечительского совета Санкт-Петербургского университета кино и телевидения.
Режиссер Сергей Снежкин ("ЧП районного масштаба", "Цветы календулы", "Брежнев", "Похороните меня за плинтусом", "Белая гвардия"):
- Я поддерживаю концепцию совета директоров "Ленфильма". Если это кинофабрика, как в прежние годы называлась студия, то она должна производить продукт под названием "фильм".
На студии нет материальной базы, ни одной действующей кинокамеры, осветительных приборов, утрачены монтажные, цех декоративно-технических сооружений. Оставшиеся корпуса нуждаются в капитальном ремонте. В руинообразном состоянии находится система постпродакшн. "Ленфильм" разваливался при полном равнодушии и попустительстве творческих работников. Каждый ковал свое собственное кинематографическое благополучие. При этом сокрушались: "Ленфильм" - намоленное место", "легендарная ленинградская школа исчезнет". А что, меньше "намоленных мест" на Литовской, Рижской киностудиях? И в Латвии, Эстонии, Грузии нет прежних студий.
Мне кажется, никто не собирается уничтожать "Ленфильм". Надо дать возможность кинематографистам нормально работать.