- Можем ли мы построить "Открытое правительство" в Москве, в Белом доме, внутри Садового кольца? Конечно, нет, - сам себе отвечал министр по вопросам "Открытого правительства" Михаил Абызов, выступая вчера на открытии семинара, - должна быть система взаимодействия по всей стране.
Проблема упирается в кадры. Министр считает, что преодолеть "административно-бюрократическую логику" помогло бы гражданское общество. Замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин выразился жестче: "Открытое правительство" - это не структура, не организация, а прежде всего устройство головного мозга как у чиновников, так и у граждан, это тоже важно, потому что, если мозг гражданина устроен только с точки зрения "дай" и "сейчас", никакого "Открытого правительства" не получится".
Сам по себе механизм "Открытого правительства" во многом еще находится в разработке (хотя Абызов нашел, о чем подробно отчитаться за три месяца работы), поэтому применение схем ОП возможно лишь в пилотных регионах и пока только в некоторых ведомствах. Так, пробуют модуль "Открытый регион" в 17 субъектах Федерации, а наиболее активно внедряют механизмы в минобрнауки. Впрочем, Абызов предупредил, что теперь любое ведомство перед тем, как внести инициативу в правительство, должно не забыть: выложить свою нормативно-правовую идею на сайт, описать, зачем это было придумано, выложить текст, выложить все комменты (кроме нецензурщины) - и "без этой матрицы правительство не будет рассматривать нормативно-правовой акт". Что же касается региональной составляющей, то Абызов считает, что не всех из них надо учить, у некоторых, например Татарстана, неплохо было бы поучиться.
"Да, невозможно управлять двенадцатимиллионным мегаполисом без участия граждан", - поддержала и руководитель аппарата мэра и правительства Москвы Анастасия Ракова. Поэтому в столице стараются максимально распространить оказание электронных услуг на все популярные или коррупциогенные услуги. И в этом году запись детей в первый класс или детсад шла только в электронном виде, а к концу 2013 года, рассказывала Ракова, планируется закрыть всю территорию города сетью многофункциональных центров по оказанию услуг населению, причем там же будут и учить пользоваться электронными сервисами. Но, пожалуй, самым впечатляющим достижением московских властей стало внедрение интернет-порталов (за три месяца туда поступило 280 тыс. обращений), где горожане могут получить информацию не только о том, что у них творится во дворе, но и пожаловаться на безобразия. Тем руководителям, кто не успевает в восьмидневный (а не месячный) срок отреагировать на жалобы граждан, приходится писать мэру объяснительные. Хотя цель, поясняет Анастасия Ракова, другая: "чтобы люди могли не просто пожаловаться, но получить положительный результат".
Впрочем, из доклада Алексея Волина стало понятно, что внедрение элементов "Открытого правительства" возможно и в самых неожиданных сферах: в Новой Зеландии можно самому убедиться по электронной базе, что купленный автомобиль не был угнан, в Испании - найти попутчика, чтобы ездить вместе на машине на работу, а в ряде европейских стран официальные органы власти заводят электронный адрес, который становится главным для получения обращений граждан.
Президент фонда "Общественное мнение" Александр Ослон в свою очередь заметил: "Наши усилия по созданию новой среды должны привести к тому, чтобы люди себя лучше чувствовали и у них было хорошее настроение.