Сергей Птичкин: Российский танк четвертого поколения будет лучшим в мире

Выступая на саммите АТЭС, Владимир Путин напомнил, что идея строительства мостов во Владивостоке возникла в России еще в 1903 году. Зал оживился. Наш президент улыбнулся и сказал: в России долго запрягают. Продолжение этой фразы знают все: зато потом быстро едут.

Ситуация очень медленного запрягания ярко проявилась в отечественном танкостроении. С той лишь поправкой, что здесь порой излишне быстро запрягали, потом впадали в какой-то ступор созерцания  созданного, ничего не развивая, а то и шарахаясь, словно в испуге, назад. Но потом все равно рвались вперед!

Накануне Дня танкистов, отмечаемого во второе воскресенье сентября, в этом году - девятого числа, главком Сухопутных войск генерал-полковник Владимир Чиркин публично заявил, что в 2015 году в строй встанет чудо-танк "Армата", работы над которым, как известно, сейчас интенсивно идут в Нижнем Тагиле. Что такое "Армата"? Это облегченный паллиатив "объекта 195", созданного в Уральском конструкторском бюро транспортного машиностроения (УКБТМ) при Уралвагонзаводе. Это не революционный прорыв, но революционный шаг к прорыву, который произойдет, и в этом нет сомнений, в России. А теперь об истории.

Вторая Мировая война показала всю силу и мощь бронетанковой техники. Тот, кто технически доминировал в воздухе и на земле, побеждал совершенно однозначно. Если в Восточной и Западной Европе война 1939-1940-х годов была проиграна скорее политически, то крах Красной Армии летом 1941 года во многом объяснялся техническим превосходством немцев. Вражеская авиация оказалась значительно более качественной, чем советская, выучка пилотов люфтваффе была во много раз выше, чем у "соколов Сталина". И когда в небе появлялась всего пара "мессеров" и тройка неуклюжих внешне Ю-88, на земле казалось, что над головой кружат и уничтожают все подряд сотни немецких самолетов.

Также и с танками. Конечно, Т-34 и КВ-1 по совокупности характеристик превосходили в общем-то примитивные танки вермахта. Но их было, во-первых, мало, во-вторых, они были тогда во многом недоработаны и малонадежны, в-третьих, танки как самостоятельная боевая сила в СССР не воспринимались. Танками просто не могли грамотно распорядиться. И получилось, что Гудериан со своими убогими бронемашинами рвал в клочья наши фронты и громил наши танковые подразделения.

СССР в 1941 году, как и царскую Россию в 1812, спасли ее просторы. Немцы растянулись по нашей территории, увязли в нашей грязи и замерзли при наших морозах. Но конструкторская мысль в нашей стране не спала. Всего через два года Красная Армия имела глубоко модернизированные и качественно улучшенные Т-34, а также прекрасные КВ-1с, сыгравшие решающую роль в Курской битве. А с 1944 года отечественное танкостроение стало производить лучшие в мире машины: Т-34/85, ИС-2, САУ-100, ИСУ-152.
Страшный урок, полученный в начале Великой Отечественной, был хорошо усвоен. Советские танки оставались лучшими в мире еще сорок пять лет после войны. Отставание началось с 1990-го, хотя в то время мы могли совершить революционный скачок, оставив наших конкурентов на мировом рынке вооружений без всяких шансов на успех. Но это - другая история.

Кстати, доминирование вражеской авиации в 1941 году привело к тому, что в СССР к 1980 году были созданы лучшие в мире войска ПВО страны, лучшие в мире истребители-перехватчики, и лучшая в мире система ПВО Сухопутных войск. Появились они во многом благодаря пережитому когда-то ужасу. Нет худа без добра…  

Сказанное выше объясняет мотивацию отечественной конструкторской мысли. Впрочем, сама по себе мотивация ничего не значит. Есть образная русская пословица: хоть кол на голове теши - все без толку. Смысл ее в том, что в древности была популярна страшная казнь - сажание на кол. Если кол для тебя начинают тесать не в тайне, а прямо у тебя на голове, а ты продолжаешь благостно улыбаться, радуясь жизни, не понимая, что все ее прелести кончатся скоро в страшных муках, - ты полный... Дальше могут следовать лишь нецензурные выражения.

Так было и в танковых войсках. Кто-то анализировал итоги прошедшей Второй Мировой, а кто-то уповал на новомодные атомную бомбу и ракеты.

В танковом КБ Кировского завода в Ленинграде работал очень скромный внешне инженер-конструктор Николай Федорович Шашмурин. Он был настоящим гением тяжелого танкостроения. Всем известны имена гигантов танковой мысли того же Кировского завода - Жозефа Котина и Николая Духова. Только с их именами связывают появление в СССР машин типа КВ-1, КВ-2, ИС-1, ИС-2, ИС-3, Т-10.  О Шашмурине практически не знает никто.


Николай Федорович Шашмурин. Фото:Из личного архива

КВ был первым тяжелым танком в мире, но у него имелись серьезные недостатки: при большой массе и хорошей броневой защите он имел пушку среднего калибра - 76-мм и  крайне ненадежную трансмиссию. Зачастую танк ломался, едва выехав за заводские ворота.

Николай Шашмурин смог уже в эвакуации разработать не менее уникальную чем танк трансмиссию, которая дала возможность тяжелой машине двигаться со скоростями средних танков и отличалась высочайшей надежностью. Весной 1943 года стали выпускаться Т-КВ-1С. Именно эти танки, а вовсе не Т-34 сыграли решающую роль в Курской битве. Беда была в том, что танкисты, зная о проблемных коробках передач классических КВ-1, не использовали в полной мере возможности новой трансмиссии. На Курской дуге танки КВ-1С зачастую поражались именно потому, что механики-водители боялись включать скоростной режим и ползали на поле боя как ленивцы.

Тем не менее, в Кремле оценили то, что сделал Шашмурин, предложили ему возглавить КБ. Он отказался. Наверное, зря. А может и нет. Во всяком случае, ему дали полные преференции по разработке новых танков. Оценив технологические возможности тогдашнего отечественного производства, Николай Федорович предложил проект тяжелого танка, вошедшего в историю как ИС-2. Когда Сталин увидел эту машину, привезенную специально на территорию Кремля, он сказал: на ней и будем завершать войну, это танк нашей Победы. Лавры создателя ИС-2 достались Духову, руководившему в то время танковым КБ Кировского завода. А фактически спроектировал его Николай Шашмурин.
Воодушевившись успехом ИС-2, Духов и Котин принялись за создание ИС-3. Танк был создан в рекордные сроки и формально принят на вооружение еще до окончания Великой Отечественной. Но на поле боя так и не появился, даже в войне с Японией. Причина -  врожденная проблема тяжелых танков - крайне ненадежная трансмиссия. Шашмурина к работам над ИС-3 не привлекли. Но разрешили делать все, что хочет.

Парадокс советского времени! Есть технический гений, и есть люди, прекрасно ориентирующиеся в политической конъюнктуре. При этом они еще и хорошие инженеры. Имея базу ИС-2, наверное, можно было сделать прекрасный танк, который вызвал бы восторг вождя со всеми сопутствующими благами. А создателю базы, чтоб не путался под ногами и на лавры победителей не претендовал, дать возможность потешиться с конструкторскими разработками, которые все равно никто всерьез не примет. Тем более что деньги не свои - государственные.

Простой советский инженер Шашмурин спроектировал и добился постройки опытного образца танка предельных параметров - ИС-7. К 1947 году Николай Федорович сформулировал свою концепцию, реализовал в чертежах и в металле. В 1948 году тяжелый танк был испытан на полигоне в Кубинке. Это была революция в мировом танкостроении. Увы, никем не замеченная и не отмеченная.

Есть сохранившиеся воспоминания Евгения Кульчицкого - главного испытателя бронетанковой техники министерства транспортного машиностроения СССР. Приведу их с небольшими сокращениями и стилистической правкой.

"Я много слышал о новом послевоенном танке - "объекте 260" (ИС-7) и с нетерпением ждал начала его испытаний, - писал Кульчицкий.  - Несмотря на то, что был готов увидеть принципиально новую машину, был поражен колоссальной работой, проделанной конструкторами и производственниками завода. Трудно себе представить. Великая Отечественная война, которая закончилась совсем недавно, требовала титанического напряжения всех сил. Казалось, никто в этих условиях не мог переключиться на выполнение других задач. Но прошел короткий срок, как был спроектирован и построен опытный образец нового тяжелого танка, который по своим характеристикам значительно превзошел все известные образцы мирового танкостроения. 

Ни одного узла в новой машине не было старой конструкции. Почти все было применено впервые в мировой практике. Мне была оказана большая честь, я первым сел за рычаги нового танка. Трудно передать словами мои ощущения. На скорости более 60 км/час эта тяжелая машина управляется незначительными усилиями на рычагах и педалях, а передачи переключаются буквально тремя пальцами. Машина прекрасно управляется в любых условиях. Хочется петь, сидя на месте водителя! Этого нельзя ощутить ни на одной машине. Настоящую революцию вызвало появление на новом танке эжекционной системы охлаждения дизеля мощностью более 1000 л.с. Замечательная машина!"

Так чем же был замечателен ИС-7 или "объект 260"? По внешнему виду он смотрелся так, как смотрелся немецкий "Королевский тигр" в сравнении со всеми танками того времени. Мощь его ощущалась уже в габаритах. Но если бронепродукт "сумрачного гения" нацистской Германии был сродни грозной неуклюжести тевтонского рыцаря, то ИС-7 воплотил в себе боевую красоту русского богатыря - Святогора. Он был огромен, и очень органичен во всем.

Масса танка - 68 тонн. Экипаж - 5 человек. Габариты (длина, ширина, высота) в метрах: 10х3,4х2,48. Количество катков - 7.

Вооружение: полуавтоматическая пушка калибра 130-мм, пулеметов - 8. Впервые на танке установлены в качестве зенитного и спаренного с пушкой  крупнокалиберные пулеметы Владимирова калибра  14,5-мм. Сейчас пулеметы КПВТ - непременный атрибут вооружения самых современных танков. Общий боезапас патронов - 7000, снарядов - 25.
Мощность дизельного двигателя 1050 л.с. Запас хода - 300 км. Максимальная скорость - 60 км/час. Толщина лобовой брони корпуса - 150-мм, башни - 210-мм.

Испытанный в 1948 году на полигоне в подмосковной Кубинке "объект 260" произвел фурор. Ничего подобного в мировом танкостроении не просматривалось на ближайшие двадцать лет. А оказалось - на все шестьдесят.

Гиганты отечественной танковой мысли того времени поступили предсказуемо. Опытный объект максимально засекретили и тут же закрыли. Почти все, что создал Шашмурин, было реализовано в упрощенном виде на Т-10, который и прослужил в Советской Армии фактически до распада СССР.

Каким-то чудом единственный образец ИС-7 не был переплавлен, он сохранился, увидеть его можно в музее БТВТ в Кубинке. Сохранились и предложения Шашмурина по концепции танка предельных параметров. Вопрос: почему предельных? Шашмурин отвечал так: танк на поле боя в экстремальном режиме живет сутки-другие. За это время он обязан уничтожить максимальное количество вражеской бронетехники. Поэтому у него должна быть предельно возможная защита, предельно возможная удельная мощность двигателя, предельно возможная подвижность и предельно возможная мощность поражения противника.

Вот как оценивал танк предельных параметров выдающийся конструктор. Свои мысли он публично сформулировал в начале восьмидесятых годов, с учетом накопленного к тому времени опыта. Публикуется впервые.

  • Масса танка - 55 тонн.
  • Орудие - баллистическое 130-мм.
  • Защита - предельно возможная как совокупность всего комплекса танка. (Имелась ввиду динамическая и активная защита, которые в то время только опробывались).
  • Двигатель - ГТД (газотурбинный) или дизель мощностью не менее 1500 л.с. с возможностью взаимозамены.
  • Трансмиссия - гидромеханическая.
  • Ходовая часть - семиопорная, с удельным давлением на грунт 0,8 кг/см квадратный.

Очень интересен расчет времени на создание нового танка при максимальной интенсификации работ.

Вот как предлагал Николай Шашмурин разбить работу над новым танком:

  • а) задание и проект в эскизно-техническом исполнении - 1 год;
  • б) рабочий проект, исследование элементов - 2 года;
  • в) изготовление и испытание опытных образцов - 2 года;
  • г) изготовление образцов для межведомственных испытаний и сами испытания - 2 года;
  • д) доработка, постановка на производство - 1 год.

Итого на проектирование нового танка и подготовку его к серийному производству Шашмуриным отводилось 6 лет. Кроме того, он подчеркивал, что сразу надо готовить базу для производства на новом шасси самоходных артустановок, боевых машин пехоты, инженерных и других.

Интересная историческая деталь, о которой мало кто знает. Официальный старт созданию супертанка "Армата" был дан в начале 2012 года. В 2015 году, ровно через три года, эту машину планируется массово поставлять в войска. Об этом сказал главком Владимир Чиркин. А в 1960 году прошла очень представительная конференция с участием конструкторов и высших военачальников, которая определяла развитие советского танкостроения до конца ХХ века. Итогом ее стало решение о том, что классические танки с артвооружением свое время отжили, приходит время танков с ракетным вооружением. И было сказано: "Новый танк с РВ (ракетным вооружением) будет создан и обеспечит переоснащение СА (Советской Армии) в течение трех лет".

В начале шестидесятых годов прошлого века на вооружении стояло небольшое количество ракетных танков "Дракон". Но это как было, так и осталось экзотикой. А потом появились сразу три танка второго поколения: Т-64, Т-72 и самый лучший - Т-80.

"Объект 195", который был воплощением идеи танка предельных параметров, создавался двадцать лет. А когда был создан, признан, как и "объект 260", бесперспективным. На базе ИС-7 создали Т-10. На базе Т-95 создают танк третьего поколения - "Армату". Значит, нам надо ждать появления чудо-машины. История говорит: военные поиграют с "Арматой", и будет создан лучший в мире танк уже четвертого поколения - настоящий русский королевский тигр.

Справка "РГ"

Николай Федорович Шашмурин родился 26 июня 1910 года в Санкт-Петербурге.  Всю жизнь проработал в Ленинграде. Умер на своей даче под Санкт-Петербургом недалеко от населенного пункта Куженкино. Когда умер и где похоронен - мало кто знает. Вечная ему память.