Патриарх начал визит в Сибирь с поездки в Красноярск

С посещения Красноярска начался сегодня многодневный визит Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в Сибирь, на Дальний Восток и в Японию. Главный его акцент - тема храмов, разрушенных людьми и стихией.

За 11 дней пастырской поездки Святейший посетит восемь городов, примет участие в освещении новых храмов и презентации новых книг, проверит, как восстанавливаются православные церкви после землетрясения в Японии.

- Радуюсь вступлению на замечательную красноярскую землю, - сказал Патриарх, приветствуя встречающих его в аэропорту Емельяново. И признался, что никогда до сих пор здесь не был. Если не считать того раза, когда в далеком 1971 году проезжал мимо на поезде и видел из окна великий Енисей.

- Красноярский край - особое место. Это могучий промышленный регион. Но с другой стороны, именно по Сибири и Дальнему Востоку прошелся каток репрессий, было разрушено огромное количество храмов. Поэтому экономический рост должен сопровождаться нравственным ростом человека. Иначе беда будет, - резюмировал предстоятель РПЦ.

Красноярская митрополия, действительно, к 1941 году осталась с 11 храмами из 639 существовавших в царской России. В самом Красноярске к началу войны не было уже ни одной церкви. Очередной приступ "храмофобии" пришелся на правление Никиты Хрущева. Церкви сносили "по просьбам трудящихся". В итоге к началу перестройки в краевой столице помолиться можно было только в двух кладбищенских церквях. Сейчас в Красноярске 28 действующих храмов. Это на миллион жителей.

Тему "особых людей", живущих в Сибири, Святейший развил в одном из старейших местных соборов - Покровском:

- Все они так или иначе связаны с первопроходцами. Чьи-то предки прибыли в Сибирь после смуты начала 17 века, кто-то - не так давно. Но сибиряки - сообщество людей, привыкших преодолевать трудности.

В память о своем визите Патриарх Кирилл подарил Покровскому собору образ Божьей Матери Боголюбской, а красноярцам, собравшимся в храме, - иконки Казанской Божьей Матери, которые тут же начали раздавать. Давки не было, но верующие кричали своему батюшке: "Отец Мирослав, иконочку возьми, две штучки".