За "сотку" в месяц перевалили также зарплаты чиновников в Ненецком автономном округе (почти 118 тысяч) и Ханты-Мансийском автономном округе - около 102 тысяч ежемесячно. Даже в Москве и Санкт-Петербурге средняя зарплата чиновников была 55 и 67 тысяч рублей соответственно. При этом средняя зарплата по России едва дотягивает до 28 тысяч рублей.
Чем объясняются такие региональные различия в оплате труда, и за какие заслуги чиновникам полагаются надбавки, разъясняют эксперты "РГ".
"Разрыв в зарплатах связан с полномочиями местных органов исполнительной власти", - пояснил "РГ" гендиректор Всероссийского центра уровня жизни Вячеслав Бобков.
По словам эксперта, в рамках закона о денежном содержании государственных служащих региональные органы исполнительной власти устанавливают уровень оплаты труда своих сотрудников исходя из возможностей регионального бюджета.
Очевидно, подчеркивает Бобков, что у регионов богатых нефтью, газом и иными полезными ископаемыми возможностей платить своим служащим в разы больше, чем у других.
Местные бюджеты сырьевых регионов позволяют устанавливать своим сотрудникам ряд надбавок, которые в совокупности дают такие внушительные суммы зарплат. Хотя должностной оклад при этом может быть минимальным.
Необходимо федеральное регулирование, убежден эксперт, но не с точки зрения количественных рамок (не более и не менее такой-то суммы), а с точки зрения единых социальных стандартов потребления в регионе.
Всероссийский центр уровня жизни разработал соответствующие методики, которые позволяют эти стандарты рассчитать и внедрить. Пояснительные записки с расчетами уже направлены в Министерство финансов.
Надлежит определить, при каком уровне достатка и социального потребления чиновник будет достаточно комфортно себя чувствовать, чтобы добросовестно и старательно исполнять свои обязанности.
"Управленческие навыки чиновника должны вознаграждаться и оцениваться индивидуально, исходя из уровня его компетентности, образования и стажа", - полагает ведущий научный сотрудник Независимого института социальной политики Дарья Попова.
Чиновник должен получать заработную плату или денежное содержание, которые обеспечат ему и его семье высокие стандарты потребления, то есть не менее 11 бюджетов прожиточного минимума. По нашей методике это так называемый "бюджет высокого достатка".
Бобков считает, что необходимо сглаживать разрывы между доходами чиновников и средней зарплатой в регионе.
По мнению эксперта, не должно возникать дисбалансов в перераспределении ресурсов, когда "слуги народа" живут намного лучше самого народа.
Необходимо сглаживание как внутри региона, так и на федеральном уровне. К тому же у нас сложилась ситуация, когда чиновники, по сути, являясь бюджетниками, от бюджетников - учителей, врачей и пожарных - отделены собственной системой оплаты труда и тарифной сеткой.
Даже в целом по стране зарплаты чиновников растут быстрее и выше, чем у других категорий населения, отмечает Попова.
Пока нет единой нормативной базы, каждый орган будет оплачивать своих служащих как сочтет нужным, исходя из своих возможностей, поэтому возникают перекосы, как на федеральном уровне, так и внутри самих регионов. Из-за отсутствия сдерживающих рамок уровень избыточного экономического неравенства у нас зашкаливает повсеместно, отмечает эксперт.
В случае с северными регионами важно учитывать, что там значительные региональные доплаты за суровые условия жизни и труда, отмечает завкафедрой труда и социальной политики Российской академии народного хозяйства и госслужбы Николай Волгин.
Районные коэффициенты обеспечивают тамошним чиновникам достаточно серьезную прибавку. За жизнь и работу в дискомфортных условиях севера зарплата может быть в 2-3 раза выше, чем в среднем по стране. "Это логично и не шокирует", - говорит Волгин.