12.09.2012 23:52
    Поделиться

    Посол США в Ливии погиб в результате атаки исламистских боевиков

    11 сентября вновь окрасилось для американцев в черные тона. Посол США в Ливии Кристофер Стивенс погиб в результате атаки группировок "Бригада 17 февраля" и "Бригада последователей шариата" на консульство в Бенгази.

    В ночь на среду исламистские боевики ( В США и Европе их в свое время называли повстанцами - от ред) перекрыли выходы из консульства и обстреляли здание из гранатометов. Вспыхнул пожар. От угарного газа задохнулся не только посол и трое сотрудников диппредставительства, включая двух морских пехотинцев. Здание выгорело полностью. Накануне те же боевики пытались проникнуть в консульство, но им помешала охрана, вступившая с нападавшими в перестрелку. Когда Вашингтон распорядился эвакуировать свое представительство в Бенгази, было уже поздно. В тот же день схожий инцидент произошел у американского посольства в Каире. Несколько сотен человек, большинство из которых салафиты, представители одного из самых радикальных течений ислама, собрались у входа в диппредставительство. Несколько человек взобрались на стены укрепленной дипмиссии, разорвали в клочья флаг США и водрузили вместо него черное полотнище.

    А на центральной вывеске появились хорошо знакомые слова: "Бен Ладен". Охранники представительства с трудом отбили попытку протестующих проникнуть внутрь здания.

    Но такой ли неожиданной оказалась вспышка гнева по отношению к США в странах - оплотах "арабской весны", которую активно поддерживал Вашингтон? Похоже, что ниточки тянутся к печально известному американскому пастору Терри Джонсу или его последователям. Священник, ныне баллотирующийся как независимый кандидат на президентских выборах, "прославился" регулярным сжиганием Корана и антиисламскими проповедями. После каждого такого инцидента на улицы мусульманских государств выходили сотни и тысячи людей, выражавших крайнюю степень негодования и презрения к Америке. Весной прошлого года очередной акт сожжения Корана Джонсом привел к кровавой бойне в афганском Мазари-Шарифе. Тогда обезумевшая толпа ворвалась в представительство ООН и растерзала семь человек. В ряде городов разразились массовые беспорядки, унесшие жизни около ста человек. Комментируя эти инциденты, Джонс так и не признал себя хотя бы частично виновным, но по крайней мере перестал сжигать священную для мусульман книгу. Все облегченно выдохнули, но не тут-то было. Как выясняется теперь, пастор просто сосредоточился на более масштабном проекте.

    Перед 11 сентября на видеохостинге YouTube появился 14-минутный крайне непрофессионально снятый ролик "Мухаммед, пророк мусульман", который в сатирическом ключе показывал жизнь пророка и рождение ислама. Правда, сам пастор объяснил, что основная идея фильма не опорочить мусульман, а показать "деструктивную идеологию их веры". Но даже если так, художественные способности пастора не позволили ему подняться выше уровня похабщины.

    Вероятно, что внутри США за гибель американского дипломата в Ливии никто и не ответит

    Впрочем, пока достоверно установить авторство короткометражки не удалось, и неизвестно, займутся ли этим американские следственные органы. Весьма вероятно, что внутри США за гибель дипломата так никто и не ответит. Пока же издания The Atlantic, The Wall Street Journal и египетские медиа настаивают, что ролик - плод "творческого альянса" Терри Джонса и двух проживающих в США египтян-коптов. Однако им противоречит газета The New York Times, рассказывающая, что видео выложил американец еврейского происхождения Сэм Бэсил. 52-летний мужчина из Калифорнии признался, что снял его на пожертвования, собрав около пяти миллионов долларов. На что пошли эти деньги из буквально сделанного на коленке ролика, не очень ясно. Вряд ли он когда-нибудь стал популярным, если бы не египетское телевидение. Несколько дней подряд оно демонстрировало отрывки из видео, сопровождая их комментариями исламистов, кипевших ненавистью к коптам, евреям и американцам. Неудивительно, что в результате это привело к атаке на посольство США в Каире, а затем и в ливийском Бенгази.

    Трагический инцидент может повлиять и на ход президентской гонки в США. Основной соперник действующего главы государства республиканец Митт Ромни уже раскритиковал власти за "слишком мягкую" реакцию на нападения. Вероятно, Ромни имел в виду слова официального представителя госдепартамента Виктории Нуланд, которая сразу после атаки на посольство в Каире сообщила, что США работают с властями Египта над восстановлением порядка. Более того, она даже нашла в произошедшем позитив: "Одной из важных черт нового Египта является то, что протест там стал возможен. Мы предлагаем вам увидеть более широкую картину того, как США помогают Египту в осуществлении демократических реформ". Однако впоследствии Нуланд и ее босс Хиллари Клинтон в жестких выражениях осудили нападения. Госсекретарь даже провела переговоры с председателем Всеобщего национального конгресса Ливии, де-факто возглавляющим североафриканское государство, Мухаммедом Юсефом аль-Магрефом. В разговоре Клинтон заявила, что "некоторые уже пытаются оправдать эти ужасные действия, усмотрев в них реакцию на провокационный материал, размещенный в сети Интернет". По ее словам, подобным нападениям "никогда нет никакого оправдания".

    Между тем

    Отвечая на вопрос "РГ", почему Запад отверг инициативу России осудить на уровне Совбеза теракты в Сирии и Ираке, Лавров заявил: "До сих пор СБ ООН неизменно реагировал на любые теракты жестким осуждением, подчеркивал свою неизменную позицию, что терроризму нет оправдания. Впервые наши западные партнеры отклонились от этой позиции, когда произошел теракт в здании Службы безопасности Сирии в Дамаске, когда погибли руководители ряда правоохранительных структур. Тогда объяснение западной позиции, которое было сделано нам, заключалось в том, что это не совсем теракт, так как от него пострадали руководители вооруженных силовых структур, которые ведут борьбу с повстанцами. Если честно, это объяснение вызвало у меня оторопь. Теракт есть теракт. Перефразируя пословицу, можно сказать: если он выглядит как теракт, замышляется как теракт и реализуется как теракт, то это теракт... Судя по всему, теперь позиция Запада заключается в том, что когда речь идет о политической целесообразности, с точки зрения Запада, то террористические акты для них приемлемы.

    Поделиться