Несмотря на то, что экспортные пошлины на необработанный лес обсуждались практически все восемнадцать лет переговоров о вступлении России в ВТО, правовые механизмы, регулирующие отныне вывоз древесины, оказались, по единодушной оценке отраслевиков, недоработанными.
Попасть в списки
С 22 августа РФ стала полноправным членом Всемирной торговой организации. С той же даты вступило в силу постановление российского правительства № 756, которое ввело новые, заградительные по сути, пошлины на экспорт необработанного леса - восемьдесят процентов от таможенной стоимости. Но этим же постановлением установлены тарифные квоты на вывоз необработанной древесины ели и сосны, в рамках которых экспортная пошлина - гораздо ниже. Например, для сосны, составляющей основу лесоэкспорта из Иркутской области, да и всей Восточной Сибири, она составит всего пятнадцать процентов от таможенной стоимости. Заметим, что до вступления в ВТО экспортная пошлина на круглый лес составляла 25 процентов. С учетом того, что из Сибири вывозят, главным образом, сосну, большая часть квот для местных предприятий, по словам специалиста-эксперта управления по Восточно-Сибирскому району минпромторга РФ Екатерины Яковлевой, будет выделяться именно на этот вид древесины.
Минпромторг РФ распределяет квоты по разным методикам для стран Евросоюза и США и для стран Азии. "Европейские" правила оставим за скобками. Что касается "азиатских", то за основу расчетов берутся предоставленные таможней данные об объемах экспорта круглого леса тем или иным предприятием - участником ВЭД за последние три года. Всего в России квоты на экспорт сосны получило 1 518 предприятий, из них 413 организаций зарегистрировано в Иркутской области. При этом, чтобы воспользоваться квотой, необходимо получить еще и лицензию, в которой должны быть прописаны все контракты экспортера, объемы по каждому из них, сделана разбивка по диаметру леса.
Однако кроме списка счастливчиков, получивших право на льготный экспорт "кругляка", другим постановлением правительства России был введен реестр так называемых добросовестных предприятий, арендующих лесные участки и не имеющих задолженности по арендной плате. Он составлен по данным Рослесхоза. Как подчеркнула Екатерина Яковлева, только те лесозаготовители, которые попали в этот список, могут отправлять круглый лес на экспорт (если получили квоту как участники ВЭД) либо продавать его посредникам, которые имеют квоту, но не владеют собственной заготовительной базой. Иркутская область в этом реестре представлена 189 организациями.
Дело принципа
Такая многоэтажная бюрократия и вызвала многочисленные нарекания со стороны представителей лесной отрасли. Прежде всего, они отметили несправедливость принципа распределения квот: большие объемы получили предприятия, последние три года лидировавшие по отправке кругляка за границу. А это, главным образом, посреднические компании (чаще всего - с китайским капиталом), которые не имеют заготовительной базы, не занимаются переработкой леса внутри области, не создают ни рабочие места, ни добавленную стоимость. Да и происхождение продукции у таких организаций, чаще всего, сомнительное.
- Достаточно сказать, что одно из китайских посреднических предприятий получило почти пятнадцать процентов от двух миллионов кубометров круглого леса - суммарного объема квот, выделенных организациям Приангарья, - указал исполнительный директор Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Иркутской области Василий Зырянов.
Зато предприятия, которые последние три года брали в аренду деляны, развивали у себя переработку, сокращали экспорт "кругляка" и наращивали вывоз обработанных лесоматериалов, оказались в проигрыше - им квота положена куда меньшая. А те, что например, отправляли за рубеж исключительно обработанную древесину, квот вообще не получили.
- Тем самым им сократили пространство для маневра, ведь круглый лес, как бы к нему ни относились власти, - это диверсификация экономики предприятия. И если завтра изменится ситуация на рынке, и предприятие решит продавать не только пиловочник, но и "кругляк", либо увеличить объемы экспорта круглого леса, оно не сможет этого сделать, - подтвердил президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Приангарья Юрий Логачев.
Не у дел остались и компании, которые были созданы в нынешнем или прошлом году, даже если они взяли в аренду значительную лесосырьевую базу, организовали производство, но не успели наладить экспорт. Либо вывозили лиственницу - а она квотами оказалась практически не охвачена.
Кроме того, указывали лесопромышленники, при существующем порядке распределения квот право на льготный экспорт круглого леса получили "мертвые души" - фирмы, которые сегодня уже не работают, но год-два назад отправляли какие-то объемы за рубеж, а значит, присутствуют в таможенной статистике.
- В Бурятии, например, из 130 организаций, получивших тарифные квоты, примерно треть уже не существует. Надо продумать механизм передачи таких квот другим компаниям, которые готовы их освоить, - предложил председатель союза лесопромышленников Бурятии Игорь Сластин. - Либо нужно распределять квоты по заявке: есть заявление - на основании таможенной информации выдать квоту. Нет заявления - не выдавать.
Не затягивать с поправками
Не меньше проблем создало и формирование списка арендаторов. По жалобам отраслевиков, значительная часть предприятий, арендующих лесные участки, в него не попала - либо из-за задолженности по арендной плате (даже технической), либо из-за судебных тяжб с местными агентствами лесного хозяйства. Так, по словам Игоря Сластина, из ста арендаторов Бурятии не вошли в список почти семьдесят, в том числе и те компании, которые реализуют в республике приоритетные инвестиционные проекты.
В Иркутской области вне реестра оказалось примерно 200 предприятий. Причем некоторые из них получили квоту на экспорт, но в такой ситуации не смогут ее выбрать. Хотя многие из них уже погасили задолженности по аренде либо вот-вот это сделают. Но обновление списка, по существующему постановлению, происходит только раз в год. Что делать этим арендаторам, как работать? Ведь за каждым бизнесом стоят рабочие места (иногда - до сотни-другой) и налоги. В числе - арендаторов немало предприятий, являющихся градообразующими для лесных поселков и даже целых районов. Теоретически им никто не запрещает работать на внутренний рынок, но надо признать, что в азиатской части России он мизерен. Это одна сторона медали.
А другая сторона - без заготовителей, не попавших в "добросовестный" список, ни регион в целом, ни посредники-экспортеры не смогут выбрать свои квоты полностью. В той же Иркутской области из двух миллионов кубометров круглого леса, оговоренного квотами, "списочные" арендаторы смогут обеспечить от силы половину объема. Ждать следующего года предприятия и отрасль в целом не могут. Лесопромышленники потребовали от минпромторга срочно разработать механизм оперативного внесения поправок в список арендаторов.
Особняком стоит проблема малого бизнеса - ни один из индивидуальных предпринимателей, работающих в лесу по договорам санитарных рубок или по итогам торгов, в реестр не попал. А, например, в Бурятии малый бизнес дает треть объема заготовок леса. Представители отрасли считают, что "малышей" тоже необходимо включать в список мнпромторга. При этом они жалуются, что в других отраслях - в машиностроении, металлургии - новые правила игры стали известны задолго до вступления России в ВТО, в лесном же комплексе до последнего не были ясны ни размеры пошлин, ни будущие условия работы на рынке. Поэтому бизнес оказался неподготовленным.
- Я бы хотел отметить, что вступление в ВТО означает не только заградительные пошлины на экспорт, но и снижение импортных пошлин на продукцию деревообработки с шестнадцати до восьми процентов, - резюмировал зампредседателя исполкома межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" Виктор Луков. - Импортеры просто завалят нас ввозимой продукцией. Конкурировать с ним наш производитель не сможет - не та себестоимость, да и качество. И при этом непроработанными решениями мы отрезаем ему пути получения прибыли за счет того, что он умеет делать - отправлять готовый лес и пиломатериалы. Надо понимать, что мы вышли на открытый рынок, и конкурентоспособность бизнеса зависит от скорости его реакции: сегодня он поставляет бревно, завтра - пиловочник, послезавтра - щепу. Если связывать бизнес ограничениями, отрасль просто задавят зарубежные конкуренты.
В минпроморге РФ практически все эти замечания посчитали справедливыми.
- Механизмы, которые вводятся этими двумя постановлениями правительства - совершенно новые для российской практики. До этого у нас не было экспортных лицензий - только импортные. Мы не отказываемся от того, что ряд моментов действительно требует серьезной доработки. Какие-то поправки необходимо вносить очень оперативно - например, те, что касаются изменений в список арендаторов. Задолженности появляются, погашаются - ситуация меняется каждый день, и это должно быть оперативно отражено в документе. Нужно разработать соответствующий механизм - как часто следует вносить изменения в реестр - ежемесячно, ежеквартально? Кто должен отслеживать эту информацию? - убеждена начальник отдела лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности департамента лесной промышленности минпромторга РФ Вера Хмырова. - Мы готовы рассматривать предложения. Отправляйте их в наше министерство, в минэкономразития. Союз лесопромышленников может объединить все замечания и направить нам.
Главное, убеждены лесопромышленники, - не затягивать с поправками. Потому что каждая неделя простоя предприятий, оказавшихся за рамками списков, стремительно приближает их к банкротству. Либо же - новые ограничения вызовут всплеск теневого оборота древесины, породят многочисленные серые схемы многоэтапной перекупки леса. Впрочем, в кулуарах форума прозвучало предположение, что действия постановлений правительства, оказавшихся настолько сырым, в скором будущем будет приостановлено.
Между тем
По данным департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, в 2011 году экспорт лесоматериалов из регионов СФО составил 13 миллионов 477,5 тысячи тонн на общую сумму 2 миллиарда 732,9 миллиона долларов США (8,9 процента от всего объема экспорта продукции по округу) и по сравнению с 2010 годом увеличился на 16,9 процента в физическом объеме и на 18,1 - в стоимостном.