13.09.2012 09:23
    Поделиться

    Федор Конюхов поднимет парус на Каспии

    Очередная экспедиция, которую сейчас возглавляет Федор Конюхов, называется "Бросок на Каспий".

    Хотя она сухопутная и посвящена изучению двух больших соляных месторождений России - оренбургского озера Развал и астраханского озера Баскунчак, Конюхов не задумал бы этот поход, если бы не был мореходом. Подробности он рассказал "Российской газете", когда экспедиция прошла половину пути и прибыла в Астрахань.

    Федор Филиппович, образно говоря, ваша жизнь пропитана солью морей. Почему сейчас вы решили увидеть соль материка?

    Федор Конюхов: Идея экспедиции родилась во время моей недавней встречи с товарищем по корабельной практике. Я пришел в кабинет к губернатору Оренбургской области Юрию Бергу и сказал: "Здравствуй, братишка-штурман". С этого все и началось... Точнее, все началось сорок лет назад, во время плавания на парусном судне "Товарищ". Мы оба были курсантами мореходных училищ. Я - одесского, он - астраханского.

    Вы вместе так спланировали "Бросок на Каспий", чтобы побывать в мореходном училище, где учился губернатор, и заодно приблизиться к морю, где вы лично ни разу не были?

    Федор Конюхов: Да, Оренбург и Астрахань - известные соледобывающие регионы. Но об этих промыслах люди мало что знают. В России есть ассоциация соляных городов. Астраханцы, которых мы встречали, думали, что соль добывают только здесь, а между тем есть еще Соль-Илецк, Соликамск, Артем. В этом году отмечается 200 лет со времени организации солевозных путей и начала доставки соль-илецкой соли в Центральную Россию, а также 130 лет с начала промышленной добычи соли на озере Баскунчак.

    Наша экспедиция проходит не только по территории России, но и по Казахстану. В приграничных районах нас везде благодарят за то, что мы помогаем возрождать дружеские связи между двумя государствами, между соседями. Наш маршрут: Соль-Илецк - Западно-Казахстанская - Атырауская - Астраханская - Актюбинская области. В основном мы передвигаемся на квадроциклах, но были переходы на лошадях и верблюдах. Мы приблизились к Каспию, часть пути пройдет по его берегу - от Астрахани мы направляемся к Атырау. Действительно, Каспий меня волнует, я никогда его не пересекал, хотя совершил шесть кругосветных путешествий, 17 переходов через Атлантику.

    Во время встречи с курсантами в родном училище вашего товарища Юрия Берга (сейчас это Каспийский филиал Морской государственной академии имени адмирала Ушакова) вы сказали, что мечтаете о походе по Каспию.

    Федор Конюхов: Да, это было бы очень хорошо - по-настоящему поднять парус на Каспии, устроить экспедицию с заходом во все прилегающие страны, прийти в Иран, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан. У такой экспедиции будет и политический аспект - укрепление дружбы, и экологический - посмотреть, что и как на Каспии делают нефтяники. Важно, чтобы нас поддержали, чтобы была соответствующая условиям Каспия яхта, а команду мы наберем.

    Вы также сказали астраханским курсантам, что, глядя на них, вспоминали молодость, свои первые плавания. Расскажите, когда и почему вы решили стать моряком?

    Федор Конюхов: В восемь лет я уже знал, что буду путешественником. Мой дед участвовал в первой экспедиции по исследованию севера. Ее возглавлял Георгий Яковлевич Седов, это были 1901-1903 годы. В 1914 году Седов погиб на пути к полюсу, дед мой не был в той экспедиции, но очень переживал трагедию и хотел, чтобы я был таким, как Седов, чтобы продолжил его дело. Дед умер, когда мне было 8 лет, и тогда я решил, что исполню его завет. Думал, планировал, как, когда и на чем я смогу достичь Северного полюса. Знал, что не найду его, если не стану штурманом. Я учился в рыбацком селе, в Архангельской области, не очень любил математику, но зубрил ее, потому что понимал: без расчетов не смогу по карте, луне или звездам определить Северный полюс. Тогда ведь не было приборов GPS, а Северный полюс - это математическая точка... Окончил Одесскую мореходку. Чтобы стать еще ближе к Полярному кругу, поступил в Ленинградское арктическое училище на механика полярных станций. Впервые я дошел до Северного полюса в 34 года - с экспедицией газеты "Комсомольская правда". Свой третий поход к полюсу я совершил уже в одиночку: сделал то, о чем меня просил дедушка.

    Каким было ваше первое путешествие по морю?

    Федор Конюхов: В пятнадцать лет я самостоятельно переплыл на весельной рыбацкой лодке Азовское море.

    А в 50 лет переплыли на веслах Атлантический океан...

    Федор Конюхов: Да, это было 10 лет назад. Маршрут Канарские острова (остров Ла Гомера) - остров Барбадос (это три тысячи миль) я преодолел на веслах с мировым рекордом в 46 суток. Англичане построили мне самую быструю новейшую лодку, специально, чтобы я побил француза, красивого, смелого, накачанного парня 28 лет. Было подсчитано, что в среднем один гребок на моей лодке дает продвижение на три метра. Следовательно, на милю уходит 600 гребков. Чтобы пересечь океан, требовалось совершить более полутора миллионов гребков. Молодой француз преодолел расстояние за 58 дней. Он был силен и молод, но шел через Атлантику впервые, а я - уже 15-й раз. Прежде я ходил на разных судах и досконально знал там все ветра и течения. Я понимал, что если буду просто грести, не смогу его обогнать. Поэтому я взял опытом.

    Хроника морских путешествий Федора Конюхова

    1977 год. Научно-исследовательская экспедиция на яхте "Чукотка" (Алькор) по маршруту Витуса Беринга.

    1990 год (28 октября) - 1991 год (8 июня). Первое в истории России одиночное кругосветное плавание нон-стоп на яхте "Караана" по маршруту: Сидней (Австралия) - Мыс Горн - Экватор - Сидней за 224 дня.

    1993 - 1994 годы. Кругосветная экспедиция на двухмачтовом паруснике "Формоза" (56 футов) по маршруту: Тайвань - Гонконг - Сингапур - остров Вэ (Индонезия) - остров Виктория (Сейшельские острова) - порт Аден (Йемен) - Джидда (Саудовская Аравия) - Суэцкий канал - Александрия (Египет) - Гибралтар - Касабланка (Марокко) - Санта Люсия (Карибские острова) - Панамский канал - Гонолулу (Гавайские острова) - Марианские острова - Тайвань.

    1998 - 1999 годы. Участие в американской одиночной кругосветной гонке "Around Alone 1998/99" на яхте Open 60 "Современный Гуманитарный Университет", третье одиночное кругосветное плавание.

    2000 - 2001 годы. Первое в истории России участие во французской одиночной безостановочной кругосветной парусной гонке Vendee Globe на яхте "Современный Гуманитарный Университет".

    2002 год (16 октября - 1 декабря). Пересечение в одиночку Атлантического океана на гребной лодке с мировым рекордом в 46 суток 4 часа (в категории "автономно"). Маршрут: о. Ла Гомера (Канарские острова) - о. Барбадос, 3000 миль.

    2003 год. Совместный Российско-Британский трансатлантический рекордный переход с экипажем на 100-футовом макси-катамаране по маршруту: Ямайка - Англия. Протяженность маршрута - 5100 миль. Установлен мировой рекорд для многокорпусных судов на этом маршруте -16 суток.

    2004 год. Одиночный трансатлантический рекордный переход с востока на запад на 85-футовой макси-яхте по маршруту: о. Ла Гомера (Канарские острова) - Порт Сент Чарльз (Барбадос). Установлен мировой рекорд по пересечению Атлантического океана на макси-яхте под управлением одного человека - 14 дней и 7 часов.

    2004-2005 годы. Одиночное кругосветное плавание на 85-футовой макси-яхте по маршруту: Фалмут (Англия) - Хобарт (о. Тасмания) - Фалмут (Англия). Первое в истории мирового парусного спорта одиночное кругосветное плавания на яхте класса "макси" через мыс Горн. Четвертое успешное одиночное кругосветное плавание.

    2005 год (декабрь) - 2006 год (январь). Проект "Вокруг Атлантического океана". Переход на яхте по маршруту: Англия - Канарские о-ва - о. Барбадос - о. Антигуа - Англия. Общая протяженность - свыше 10000 морских миль.

    2007 - 2008 годы. Участие в австралийской гонке вокруг Антарктиды по маршруту: Олбани (Западная Австралия) - мыс Горн - мыс Доброй Надежды - мыс Луин - Олбани (Западная Австралия), в категории "яхтсмен-одиночка, нон-стоп".

    Поделиться