- Ситуация с сохранением традиционных промыслов тревожная: мы теряем их прямо на глазах, - говорит руководитель рабочей группы по подготовке регионального законопроекта, председатель комитета по социальной политике Заксобрания Вячеслав Погудин. - У основной массы мастеров и ремесленников много проблем, связанных с элементарным выживанием. Поэтому, разрабатывая новый закон, мы стремимся создать экономические условия для возрождения этой важной отрасли, играющей большую роль в развитии въездного туризма в Свердловской области.
На Среднем Урале восемь традиционных художественных промыслов: камнерезно-гранильное и ювелирное производство, художественная ковка, колокололитейное дело, лаковая роспись по металлу, деревообрабатывающие промыслы, производство изделий из художественной керамики и фарфора. Еще в 1999 году областное правительство утвердило перечень так называемых мест традиционного бытования художественных промыслов. Их девять: Екатеринбург, Нижний Тагил, Сысерть, Богданович, Асбест, Туринск, Артемовский, Нейво-Шайтанский рабочий поселок, село Бутка. Но несмотря на это, сокрушаются специалисты, многие виды промыслов уже сошли на нет. По пальцам можно пересчитать камнерезные и кузнечные мастерские. По сути, в регионе осталось лишь два стабильных предприятия народных промыслов.
Парламентарии изучили опыт развития промыслов и ремесленничества в других регионах. Выяснилось, что есть хотя и немногочисленные, но успешные примеры. Законы, предусматривающие финансовую и иную поддержку народных умельцев, приняты в 33-х субъектах РФ, правда, далеко не везде они эффективны. Кое-где предприятия освобождают от земельного налога, предоставляют бюджетные субсидии, льготы по налогам на имущество и на прибыль в пределах региональной составляющей. В Рязанской и Вологодской областях и Татарстане приняты региональные целевые программы поддержки ремесленных организаций, кстати, там регулярно возят по местам традиционного бытования художественных промыслов туристов.
Но комплексно этот особый вид деятельности поддерживают, по мнению свердловских депутатов, лишь в трех субъектах РФ: Кировской и Нижегородской областях и Республике Дагестан. Опыт каждого региона интересен. Так, в Нижегородской области умельцам помогают не только материально, но и оказывают маркетинговое содействие. Помимо того, что местные власти частично возмещают предприятиям затраты на электроэнергию и газ и компенсируют часть процентной ставки по кредитам, здесь также создали оптово-розничную сеть для реализации изделий художественных промыслов, проводят профильные конкурсы и фестивали, следят за пополнением выставочной экспозиции местных ремесленников, помогают им принимать участие в российских и международных выставках и так далее. Вятских умельцев-новичков поддерживают микрокредитами (до 500 тысяч рублей), а действующих предпринимателей - льготными кредитами в размере до миллиона рублей.
А вот власти Удмуртии делают акцент на возрождение забытых промыслов. По всей республике создана сеть центров и домов ремесел, причем без особых дополнительных затрат: они появились вместо закрытых сельских клубов, задействованы освободившиеся штатные единицы.
По отличному от других пути пошла Архангельская область, где пытаются сохранить народные промыслы с помощью территориального общественного самоуправления (ТОС) на селе. Правительство региона субсидирует ТОС на конкурсной основе, правда, деньги выделяются небольшие: запрашиваемая сумма из областного бюджета на реализацию одного проекта не должна превышать 70 тысяч рублей, а из муниципального - 35 тысяч.
Свердловские депутаты также пришли к выводу о необходимости областного закона, предусматривающего различные меры господдержки народных умельцев и ремесленников-предпринимателей. Законопроект уже практически готов - его первое обсуждение в Заксобрании намечено на середину осени.