Сейчас их несколько. Минфин же вынашивает идею о создании мегарегулятора - структуры, которая надзирала бы сразу за всеми участниками финансового сектора. Об этих планах, выступая в Госдуме, рассказал на этой неделе глава ведомства Антон Силуанов. И даже обозначил сроки - мегарегулятор может появиться уже в конце 2013 года или в начале 2014-го.
Возможны несколько вариантов, предполагают эксперты. Первый - передать Центробанку все полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам, которая занимается фондовым и страховым рынками. Второй - возложить функции по контролю за банками на ФСФР. Третий - создание совершенно нового ведомства.
На праздновании Дня финансиста, где собрались сливки "финансового общества", все в один голос твердили, что мегарегулятор произведет переворот в экономической жизни страны.
Действительно ли это палочка-выручалочка или просто новый винтик в огромном механизме? Защитит ли мегарегулятор сбережения россиян? На эти и другие вопросы отвечают эксперты "РГ": ведущий аналитик Центра развития НИУ "Высшая школа экономики" Дмитрий Мирошниченко, директор направления "Новый бизнес" Агентства стратегических инициатив Артем Аветисян и руководитель департамента аудита "Уральский союз" Александр Миронов.
Как сказал глава Минфина, рабочая группа в министерстве, которая обсуждала вопрос о создании мегарегулятора, пришла к выводу, что именно в кризис необходимо объединить контрольные и надзорные функции на финансовом рынке страны. Почему именно в кризис этот вопрос становится актуальным?
Мирошниченко: Этот вопрос актуален в любое время. Кризис просто стимулирует принятие определенных решений.
Аветисян: Как показала практика, наличие единого регулятора существенно повышает оперативность принятия решений в кризисный период. В современном мире финансовые рынки тесно связаны с банковской системой. Большинство российских банков работают на фондовых рынках, имеют ценные бумаги в собственности и активно используют их для привлечения ликвидности (тоже РЕПО). Страховой рынок также напрямую связан с фондовыми площадками и банковским сектором.
Создание мегарегулятора позволит купировать кризисные явления на финансовых рынках, сохранив приток ликвидности в экономику.
Миронов: Идея создания "мегарегулятора" финансового рынка не является новым веянием, так как обсуждалась правительством еще в 2003 году. Поэтому осуществлять привязку к кризису, на наш взгляд, не совсем правильно.
Мегарегулятор планируют запустить в конце 2013 года. Как вы считаете, к тому времени кризисная ситуация будет в самом разгаре или уже сойдет на нет?
Мирошниченко: У меня очень большие сомнения, что к концу 2013 года удастся что-то запустить. Так как очень много бюрократических и идеологических разногласий у ведомств. Я пока не видел четко разработанной концепции, чтобы спрогнозировать сроки запуска мегарегулятора.
Для того, чтобы запустить этот орган, нужны серьезные структурные изменения во власти. А я пока их не вижу. Понятно, что мегарегулятор в России должен рпоявиться на основе Центрального банка. Но будет ли за это Минфин и другие ведомства, каким образом будет происходить перераспределение полномочий, как будет налаживаться обмен информации и так далее?
Что же касается кризиса, то так далеко прогноз трудно дать. Но могу сказать точно - такой рецессии, как в 2008 году, не будет.
Аветисян: Есть два распространенных сценария развития кризиса, которые обсуждаются в экспертных кругах: V-образный и L-образный. В первом случае нас ждет резкое падение и такое же резкое восстановление (например, при выходе из еврозоны Греции). Во втором случае будет длинное падение и стагнация. При обоих сценариях ситуация в конце 2013 года будет напряженная.
К тому времени какие самые слабые места будут у российской финансовой системы? С чем придется в первую очередь бороться мегарегулятору?
Мирошниченко: За год может произойти все, что угодно - как в мировой экономике, так и в российской. Но если говорить о принципиальных вещах, то они останутся прежними. Это общая неконкурентоспособность российской экономики за исключением сырьевого сектора. Что депрессивно действует на финансовую систему. Так что мегарегултор не решит всех проблем. Но это нужный, хоть и структурный, механизм в экономике.
Аветисян: Из проблем - рост плохих долгов. Из задач - повышение пропускной способности финансовой системы (кредиты медленно доходят до регионов), сокращение рисков вывода капитала из страны, стабилизация курсов и другие.
Минфин ссылается на опыт других стран, но не называет их конкретно. Где мегарегулятор принес наивысшие положительные результаты, а где этого достичь не удалось и почему?
Мирошниченко: Более-менее полноценно мегарегулятор был создан фактически только в Великобритании.
Но там как раз приняли решение отказаться от этой структуры и передать ее полномочия нескольким ведомствам.
Мирошниченко: Дело в том, что в кризис он показал свою эффективность. Но предотвратить падение сил ему не хватило. Впрочем, когда начинается буря, то, наверное, ни один орган не может быть дееспособным. Да и сам по себе мегарегулятор, как я уже сказал, не может предотвратить кризис, он должен быть встроен в общую систему предотвращения катаклизмов.
Миронов: Конечно, есть опасения получить негативный опыт. Но в той же России есть и удачный вариант слияния контролирующих органов. Например, в 2011 году подведомственный Минфину Росстрахнадзор "влился" в ФСФР, которая превратилась фактически в модератора всего финансового рынка, за исключением банковского сектора.
Мегарегуляторы действуют в Дании, Исландии, Японии, Корее, Норвегии, Великобритании, Швеции, Канаде, Германии, Венгрии, Латвии и Эстонии. Поэтому имеет смысл изучить этот опыт в совокупности.
Некоторые эксперты считают, что создание мегарегулятора может стать поводом для увеличения контроля государства над деятельностью ЦБ, то есть он должен будет принимать рекомендации правительства по своей денежно-кредитной политике. Например, Алексей Кудрин говорит, что это скорее будет носить негативный характер. Вы с ним согласны?
Мирошниченко: Здесь все зависит от того, как эта идея будет реализована. Могу сказать прямо, что ЦБ и сейчас не является независимым органом. Но даже если предположить, что создание мегарегулятора переведет эту зависимость в законодательную плоскость, то это будет, безусловно, шаг назад. То есть должна быть сохранена полная независимость ЦБ в области денежно-кредитной политики, управления валютным курсом и в таргетировании инфляции. Но в плане надзора зависимость от государства будет носить положительный характер.
Летом депутаты внесли в Госдуму законопроект, который как раз предусматривает превращение ЦБ в Национальный банк. Может быть, достаточно этого и не стоит объединять ЦБ и ФСФР?
Мирошниченко: Этот законопроект - просто кошмар для российской экономики. Я надеюсь, что он никогда не будет принят, так как он нанесет действительно сильный удар по финсектору.
Так каким должен быть наш мегарегулятор? Может, все функции передать ЦБ? Или все-таки создать совершенно новый орган, который получит функции по контролю и регулированию всех секторов финансового рынка страны. Но в таком случае - он будет относительно самостоятельным или полностью подчинен правительству?
Мирошниченко: Финансовый мегарегулятор - это хозяин на рынке, который наводит порядок и не позволяет, чтобы в отрасли была анархия. Он устанавливает правила и следит, чтобы никто не выходил за их рамки. Грубо говоря, должен быть один хозяин, чтобы не было как в поговорке: у семи нянек дитя без глаза.
Аветисян: Если мегарегулятор будет создан на базе ЦБ, а все к этому и идет, он будет более независимым от Минфина, чем ФСФР.
Идея создания мегарегулятора на нашем финансовом рынке родилась девять лет назад. И до сих пор жива, хотя новый орган так и не появился. Он действительно так необходим?
Миронов: Популярность идеи создания мегарегулятора связана с теми преимуществами, которые он предоставляет. Во-первых, основной его целью является создание единого механизма регулирования на финансовом рынке. Во-вторых, будет возможность более оперативно предотвращать риски на различных сегментах рынка.
В-третьих, будет возможность сконцентрировать потоки информации и обеспечить их конфиденциальность.
А еще единый регулятор способен быть удобным контактным лицом для соответствующих органов в других странах, что может стимулировать международное сотрудничество для координации финансового рынка.
Центр стратегических коммуникаций советует гражданам отложить крупные покупки до середины сентября, а лучше - до октября. До этого практически все эксперты говорили, что вторая волна кризиса начнется в сентябре и, наоборот, советовали не копить деньги, а тратить их, так как любые инвестиции сейчас рискованные. Ваш совет на данный момент: что все-таки делать со свободными деньгами - ждать октября, тратить, положить в банк или куда-то еще?
Мирошниченко: Лучше вкладывать в здоровье, детей и нужные товары. Так как в нынешней ситуации деньги в любой момент могут обесцениться.
Если такой потребности на данный момент нет, то можно положить сбережения в банк. И если сумма в пределах страхового покрытия (700 тысяч рублей), то подойдет и коммерческий банк - сейчас там довольно большие процентные ставки.
Аветисян: Долгосрочные инвестиции сейчас невыгодны. Непонятно, какой сценарий будет предпочтительным для Евросоюза. Но серьезных потрясений на финансовых рынках (резкого падения) в преддверии президентских выборов в США не предвидится. С началом кризисных явлений стоимость большинства активов упадет (например, квартир и автотранспорта), на низком рынке их можно купить дешевле.
Миронов: Думается, лучше - тратить. Каждый, в зависимости от количества свободных денег, может их использовать (из легальных вариантов) на приобретение коммерчески привлекательной недвижимости под сдачу в аренду, золота, антиквариата. Вложение в образование детей - тоже неплохая инвестиция.