В Воронеже выставили иллюстрации к Библии, созданные Сальвадором Дали

Самую масштабную графическую серию Дали - "Священное послание" - можно увидеть в областном художественном музее имени И. Н. Крамского. Более сотни иллюстраций к Ветхому и Новому Заветам из частной итальянской коллекции с неожиданной стороны открывают художника, известного прежде всего своей эпатажной живописью.

Для Воронежа это, без преувеличения, главное музейное событие осени. В российских собраниях есть лишь немного графики Сальвадора Дали (а живопись вообще отсутствует), поэтому увидеть его работы можно только на передвижных выставках. Кроме того, эта "библейская" серия эстампов и в мире экспонируется не слишком часто.

- Графические листы были сделаны в 1963-1964 годах и переведены в литографии по заказу издателя Джузеппе Альбаретто, захотевшего выпустить Священное Писание в переводе святого Иеронима с иллюстрациями Дали. Идею одобрил Ватикан. Книг получилось около тысячи, но почти все разошлись по церковным библиотекам разных стран. Это такие огромные пятитомники весом в сто килограммов каждый. Показать их на выставке так, чтобы можно было рассмотреть "картинки", невозможно. Нам повезло: итальянские владельцы позволили вынуть и привезти в Россию литографии - к слову, оттиски 17-е, то есть весьма ценные, - рассказал арт-директор компании "Артгит" (организатор выставки) Александр Щеляков. - Выполнены работы в сложной технике: акварель, гуашь, тушь, пастель, карандаш… На одном листе сочетается до сорока красок - значит, до сорока "досок" требовалось изготовить для каждой литографии.

Библию иллюстрировали, пожалуй, все знаменитые западные художники. Прочтение Сальвадора Дали вызывает парадоксальный интерес - смешанный с подозрением, что великий провокатор привнес в эту работу неуместный эпатаж или даже глумление, с которым он порой изображал священнослужителей. Но таких неприятных открытий его литографии, к счастью, не дарят. "Главный сюрреалист ХХ века" осмыслил главную книгу всех времен и народов не как религиозный феномен, а как философский. Сюжеты выбирал сам - и традиционные (грехопадение Адама и Евы, Моисей на горе Синай, вознесение пророка Илии, пляска Иродиады, последние дни Иисуса Христа), и неканонические. Преемник пророка Моисея Иисус Навин похож на Дона Кихота с рисунка Пикассо. Лист "Христос во гробе" перекликается с эстампом о сотворении человека - тело свернуто, как эмбрион: круг замкнулся.

- Литографии снабжены цитатами из соответствующих библейских текстов, в каждом отрывке выделены ключевые слова, которые могут служить названиями работ и при этом соответствуют стилю Дали. Например: "Шел козел по лицу всей земли" - будто сам художник придумал! А на деле - Ветхий Завет, - подчеркнул Александр Щеляков. - Практически на любом из листов отражен не только тот сюжет, который взят для иллюстрации, но и его "прошлое" и "будущее". Ведь все предначертано. Например, в той работе Дали, где Господь создает все земное, с Его рук уже каплет вода, прообразуя Всемирный потоп. А внизу уже змей ползет. Красные брызги в "Сотворении мира" - первом листе серии - потом возникают или угадываются во многих последующих сюжетах. Преемственность жизни. И предначертанность, опять же. Знаете, как Дали эти брызги сочинил? Подбросил стакан с кровью и запомнил взрыв, запечатлел его. И почти такой же взрыв - на листе, где во время Тайной вечери вино в Чаше претворяется в Кровь Христову. В поисках нужного изображения художник разогнал гончарный круг и бросил на него пузырь с краской - капли разлетелись, образ был "пойман".

Художник, как обычно, без устали экспериментировал с техниками. Чтобы добиться эффекта фрески, стрелял по литографическому камню из ружья 1812 года - следы от пуль дали необходимую фактурность, и оттиск на гладкой бумаге выглядит словно стенная роспись. Наряду с ожидаемыми "революционными" вихрями пятен, линий и красок на листах встречаются тщательно прорисованные тушью портреты. Есть и символические элементы, переходившие из одной работы Дали в другую на протяжении всей жизни: костыли, муравьи, человек с посохом.

Сквозные образы использованы и в оформлении экспозиции. Между стендами, развешанными под углом (подобно книжным разворотам), рассыпаны яблоки.

- "Запретный плод" - символ искушения. Это лейтмотив многих библейских историй: грехопадение, жертвоприношение Авраама, казнь Иоанна Предтечи - везде есть соблазн, которому человек поддается, - пояснил Александр Щеляков. - Надеюсь, такой наглядный ход вызовет у зрителей улыбку и поможет тем, для кого посещение музея или восприятие современного искусства сопряжено с преодолением психологического барьера.

За полтора года иллюстрации Дали к Библии увидели в Ставрополе, Саратове, Краснодаре, Кисловодске, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Омске и Нижнем Новгороде. "Лист ожидания" для России расписан до 2016 года, но законодательство не позволяет ввозить в страну культурные ценности более чем на пару лет. Вопрос о сроках пребывания литографий в РФ пока открыт.

Воронежские любители искусства смогут посетить выставку "Сальвадор Дали. Священное послание" до 25 ноября.

Кстати

До 1 октября в областном художественном музее можно также увидеть полотна Ивана Крамского из собраний Воронежа и Острогожска, впервые выставленные во всем разнообразии.

С 15 по 30 сентября продлятся выставки ростовской финифти XIX века из частной коллекции ярославца Льва Вольфсона (где представлены, в частности, редкие по иконографии изображения святителя Митрофана Воронежского и паломнические реликвии) и живописных работ клириков Воронежской и Борисоглебской епархии.