Боб (Робер предпочитает, чтобы его называли именно так) - человек удивительный. Тот, кто пообщается с ним хотя бы несколько часов, преображается разительно. "Русские начинают улыбаться!" - говорит доцент кафедры хорового дирижирования и вокала факультета культуры и искусства Ульяновского госуниверситета Марина Лаптева.
С Робером Дантонелем она познакомилась в прошлом году, когда француз представлял в ульяновском драмтеатре свою удивительную постановку "Моцарт и Сальери".
- Я редко так реагирую на что-то - как ребенок. Но его игра меня тронула. Мы познакомились, я пригласила его на свой тренинг, на котором учу студентов работать с телом - ведь человек может заниматься искусством только когда он освобожден. Бобу понравилось. Он сказал, что сам бы хотел позаниматься со студентами. Так знакомство вылилось в сотрудничество, - рассказывает Марина Лаптева.
Параллельно возник еще один проект - руководство коррекционной школы попросило университет провести занятия по пантомиме. Дети, занимающиеся в этом учебном заведении - слабослышащие. И пантомима для них - возможность выразить себя.
УлГУ и школа-интернат подписали договор о сотрудничестве. В его рамках француз приехал в Ульяновск весной нынешнего года - уже не как актер, а как учитель. В его второй, "осенний", приезд, за десять дней студенты первого и второго курса университета и дети, записавшиеся в студию, поставили первый спектакль. Воспитанники школы-интерната выступили в этюде "Марионетки" - дергали за "ниточки" живых кукол (в этой работе, по словам Лаптевой, студенты более точно работали именно со своими младшими "коллегами", чем друг с другом). Но самый большой восторг у зрителей вызвала импровизация, которую дети устроили вместе с Бобом - раскрепощенные, с горящими глазами, они повторяли за ним все движения: сладко зевали, потягивались, передразнивали друг друга, радовались жизни…
- Дети весь день в школе, они варятся в собственном соку. А через занятия они открываются, выходят из кокона, в котором находятся. Боб снимает этот кокон за фантастически короткое время. Он вне системы, и это настоящий подарок, - говорит Лаптева.
- Ректор УлГУ Борис Костишко спросил меня, есть ли у меня педагогическое образование. Я ответил, что нет: все мое образование - это мое сердце, - говорит Робер Дантонель. - Работа с детьми отличается от работы со взрослыми - нужно установить контакт, найти подход. Когда я приехал, они относились ко мне очень настороженно. А потом начали воспринимать как близкого знакомого. Так что дети видят не человека с образованием, а самого человека.
Финансирует социальный проект университет. Но не исключено, что из городского бюджета выделят грант. Руководство УлГУ договорилось с Робером о том, что он приедет в Ульяновск в январе и мае будущего года. Пока же он будет курировать работу студии через интернет. Руководить детьми поставили второкурсника УлГУ Евгения Юманова, которому будут помогать и другие студенты-волонтеры.
- Самым первым пунктом, куда я приеду в январе, будет школа, - пообещал Боб.
Кстати, во Франции он второй год работает с умственно отсталыми детьми. Это не просто обучение, а сотворчество: дети участвуют в разработке сценариев, составляют планы. Самое важное - общаться с ними на равных.