20.09.2012 17:08
Поделиться

Главарь "цапков" порезал вены в зале суда

Заседание, на котором должны были выбрать присяжных по делу кущевской банды, было сорвано. В зале Краснодарского краевого суда главарь группировки Сергей Цапок порезал себе руки.

Заседание началось на полчаса позже запланированного. Проходило оно в закрытом режиме. Помимо четырех гособвинителей и адвокатов подсудимых в зале присутствовали пять представителей потерпевших.

Кандидатов в присяжные пригласили спустя три часа после начала заседания. По словам представителей потерпевшей стороны, до непродолжительного перерыва "час устанавливали личности, еще час разбирались со сменой адвоката". Оказывается, главарь кущевской группировки Сергей Цапок подал в суд ходатайство о смене своего защитника. Пока он не объяснил причину такого решения.

- А когда уже приступили к опросу приехавших претендентов, неожиданно для всех Сергей Цапок вскочил и стал буквально полосовать себя по венам неизвестно откуда взявшимся шурупом, - рассказывает "РГ" Владимир Сребный, у которого в доме Аметовых погибли дочь и внук.

Как только появилась первая кровь, другой подсудимый - Владимир Алексеев ("Вова Беспредел") - начал кричать на весь зал: "Смотрите, смотрите! До чего довели человека". Чтобы утихомирить обвиняемых к ним направились четыре правоохранителя, остальных присутствовавших пришлось вывести из зала. Для обвиняемого пригласили медиков.

- Мы расцениваем этот инцидент,как провокацию, цель ее - привлечение внимания, - говорит гособвинитель Виктор Антипов.

По мнению же представителей потерпевшей стороны, такими показательными "выступлениями" "цапки" хотят запугать присяжных, чтобы они отказывались от участия в процессе. 

Сегодня в суд приехало около 50 желающих попасть в коллегию судебных заседателей по этому громкому делу, хоть повесток с приглашением и было разослано около ста. Всего должны были выбрать 14 человек: 12 основных и еще двух запасных. Однако полностью сформировать состав присяжных так и не удалось. Из-за инцидента заседание сначала прервали, а потом и перенесли на 8 октября.
И хотя громкий процесс еще не вступил в открытую стадию, история о злодеяниях кущевских бандитов обрастает все новыми подробностями.

Следствие без тайн

Больше года они были скрыты тайной следствия. Но после того как были вынесены приговоры Быкову и Рябцеву (члены ОПГ "цапковские"), достоянием гласности стали не только леденящие душу подробности кровавой драмы в доме фермера Сервера Аметова, но и других преступлений кущевских бандитов. Потрясшее страну беспрецедентное по своей жестокости убийство 12 человек послужило своего рода катарсисом для очищения станицы от скверны и оздоровления погрязшей в коррупции правоохранительной системы.

В состав созданной оперативной группы вошли лучшие российские сыщики. В ходе расследования к основному делу были присоединены 37 уголовных дел, в том числе об особо тяжких преступлениях прошлых лет, среди них дело об убийстве фермера Анатолия Смольникова, зарезанного штыком и заточкой и забитого прутом в ночь на девятое ноября 2008 года во дворе собственного дома. Расследование по делу производил краснодарский следователь Дмитрий Сахно, сумевший доказать, что заказчиком убийства был Сергей Цапок, а исполнителями - Алексеев (Вова Беспредел) и Черных (Амур).

Правоохранителей у нас обычно ругают, но тут ситуация другая. Олег Смольников, сын убитого цапками фермера, назвал тех, кто работал в Кущевской, "высочайшими профессионалами". Об этом он написал в письме на имя главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина. "Я живу рядом со зданием, где располагалась следственная группа, и видел, что свет в его окнах горел всю ночь. Как я понял, на протяжении полутора лет люди работали практически круглосуточно. Возможно, это и неправильно, но иначе в Кущевской ничего бы, наверное, не поменялось".

Следователя Дмитрия Сахно, раскрывшего убийство фермера, Смольников просит повысить в звании.

"Когда он впервые вызвал меня, доверия особого не вызвал - слишком молод. Мне было непонятно, почему старается выяснить какие-то мелкие и, как тогда казалось, незначительные детали. Интересовался состоянием дел не только нашего, но и других фермерских хозяйств, взаимоотношениями с собственниками земельных паев. После знакомства с материалами уголовного дела был поражен объемом, скрупулезностью и точностью проведенной работы. Только тут я понял, зачем мне задавались "ненужные", как тогда казалось, вопросы, зачем проводилось столько экспертиз, изымались и осматривались документы, допрашивалось огромное количество людей. Вся группа очень хорошо сработала, спасибо ребятам. Благодаря таким, как Дмитрий Сахно, наша станица постепенно возвращается к нормальной жизни".

Убивали одним ножом

В составе оперативно-следственной группы работали сыщики из двух федеральных округов - Южного и Северо-Кавказского. Дмитрий Сахно, как выяснилось, краснодарец, причем именно он пятого ноября 2010 года проводил первый осмотр места происшествия - подожженный преступниками дом Аметовых с 12 телами жертв, четверо из которых - дети.

- Осмотр продолжался почти сутки, - рассказывает Дмитрий. - Мы проводили его вместе с двумя коллегами, приехавшими вместе со мной из Краснодара. Картина настолько страшная, что и сейчас стоит перед глазами: все вокруг было покрыто дымом и копотью, в зале, в спальных комнатах лежали тела убитых людей, в ванной комнате - задушенные дети. Создавалась картина, что якобы Сервер всех убил, а потом с ума сошел и себя порешил. У Сервера под рукой обнаружили нож, которым, как показала экспертиза, всех взрослых убили. Перед тем, как поджечь, вылили 20 литров бензина. Если бы все сгорело, доказать было намного сложнее. Но двери и окна оказались закрытыми, дом крепкий, пол был покрыт ковровыми покрытиями, которые не горят, а плавятся. Стекла на окнах уцелели (вылетели только первые стеклопакеты), и после того, как доступ воздуха прекратился, огонь погас.

Расследование начиналось сложно: в первые дни материал собирался буквально по крупицам. Не только это, но и все другие ранее совершенные преступления "цапковские" тщательно планировали, уничтожая все улики: огнестрельное оружие расплавлялось сварочным аппаратом, украденные автомобильные номера распиливали в стружку на специальном станке, машины отправлялись на мойку, а обувь и одежда сжигались. Аресты в Кущевской в ноябре 2010 года начались с "малолеток". Как теперь выясняется, Сергей Цапок и к этому приложил руку, запустив перед отъездом за границу слушок о том, что якобы именно они причастны к злодеяниям в доме Аметовых.

- Он вернулся в полной уверенности, что его не заподозрят, - продолжает Дмитрий Сахно. Но мы уже знали, кто организатор убийства, поэтому прямо у трапа самолета на Цапка надели наручники. Первые показания дал Быков, потом Рябцев. Я работал с Быковым. Он один из немногих, кто осознал тяжесть содеянного. У самого Быкова двое детей, он очень тяжело переживал из-за смерти детей. В доме Аметовых никого не убил: стоял у дверей и следил, чтобы никто не вошел. Наверняка бы выстрелил, войди кто-то в дом, но был шокирован, узнав о задушенных малышах. Это сделал Черных - в ванной. А Карпенко с Алексеевым большую часть взрослых убивали. Первый удар Серверу в грудь нанес Сергей Цапок. Для Сервера смерть была очень мучительной: он находился в сознании, видел и понимал, что происходит.

Цепная реакция

Дмитрий Сахно - один из самых молодых членов оперативно-следственной группы, созданной для расследования кущевской резни. На тот момент ему было 25 лет. За плечами - служба в погранвойсках, учеба на юрфаке Кубанского университета (стажироваться у следователей стал чуть ли не с первого курса) и два года самостоятельной работы в одном из райцентров. Не успели его перевести в отдел по расследованию особо важных дел СКР по краю, как грянула Кущевка. Командировка растянулась на полтора года.

- Работа была сложной, - рассказывает Дмитрий. - Ведь параллельно нами было раскрыто свыше 30 преступлений, совершенных в прошлые годы, в том числе 11 убийств. К моменту задержания на Украине Алексеева и Карпенко, нам были уже известны имена исполнителей убийства Смольникова. Его сын называл их по горячим следам, но его тогда не услышали. Я беседовал со многими, кто знал погибшего, и никто о нем плохо не вспомнил. Крупный фермер, пайщиков не обижал, хорошо платил за аренду земли, в трудную минуту никому в помощи не отказывал. А Цапка, кстати, ни во что не ставил и не скрывал этого.

Сын за отца

Мы встретились с Олегом Смольниковым в том самом доме, где, где в ноябре 2008 года был убит его отец. Сейчас здесь живет сын. Дом большой, к центральному входу ведут мраморные ступеньки. У ворот, будто на страже, застыли каменные львы. Теперь рядом с ними стоит охранник, а обстановка вокруг контролируется несколькими видеокамерами.

По словам Олега, он сразу знал, кто "заказал" отца, хотя Цапок со свитой пришел на поминки с соболезнованиями.

Двуличность "бизнесмена, депутата и мецената" была хорошо известна Смольниковым.

- В станице отца уважали, и Сергея это сильно заедало, - продолжает сын погибшего фермера. - Ведь к отцу постоянно народ шел с жалобами на "цапковских". Много девчонок к нему обращалось, жаловались, как их преследуют. Цапковские "шестерки" обещали: "Дядя Толя, дядя Толя, мы не будем". Но потом за прежнее брались. Ведь Сергей одних на страхе возле себя держал, других - с помощью подачек. Привык, что у него "все схвачено, за все заплачено", данью практически весь местный бизнес обложил. А отец никогда ему не платил и другим не советовал это делать. Цапки подобного не прощали.

Для расследования убийства отца Олег в свое время нанимал частных детективов. Они подтвердили его предположения, но уехали ни с чем, когда и им расправой пригрозили. Бандиты торжествовали очередную победу.

- Такое впечатление, что они удовольствие получали, держа людей в постоянном страхе, когда издевались над нашими девчатами, видели их униженными и оскорбленными, - считает Смольников. - Это на протяжении многих лет происходило, а заявления об изнасилованиях лишь единицы подали. Тогда боялись, потом стало стыдно прошлое ворошить. Слишком долго продолжалось запугивание.

Когда начнется открытый процесс над Цапками, Олег Смольников обязательно примет в нем участие.

- Я считаю, что убийцы детей заслуживают исключительной меры наказания, - говорит он. - В одной из телепередач кто-то из них сожалел по поводу отмены смертной казни. Лукавил, думаю. Все они боятся как огня высшей меры - смерти боятся. Надеются хоть в тюрьме, но до старости дожить. Вот почему лично я - за применение к Сергею Цапку исключительной меры наказания. Возможно, трагедия в Кущевской подтолкнет наших законодателей на отмену моратория на смертную казнь. И большое спасибо следователям за то, что посадили "цапковских" за решетку, размотали то, что они за годы тут натворили. Нормальным людям теперь дышать легче стало.