Новости

Нанотехнологиям нужны рынки сбыта
Объем производства российской наноиндустрии к 2015 году должен составить почти 1 трлн руб., из которых 300 млрд руб. составят проектные компании "Роснано" и еще около 600 млрд руб. - независимые компании. Об этом заявил председатель правления "Роснано" Анатолий Чубайс на Конгрессе предприятий наноиндустрии, организованном Фондом инфраструктурных и образовательных программ. По его словам, основные проблемы отрасли сегодня - это инфраструктура, стандартизация и кадры, решением которых сегодня занимается фонд. В ближайшие четыре года на поддержку этих направлений планируется выделить более 28 млрд руб.

Как отметил Чубайс, прежде чем оценивать ситуацию в отрасли, надо ответить на вопрос, существует ли вообще сегодня российская наноиндустрия? Он напомнил, что начиналось все пять лет назад с президентской инициативы. Тогда было принято решение о том, как относиться к наноиндустрии - оценивать ее как что-то экзотическое, преходящее или же рассматривать в качестве опоры будущей инновационной, несырьевой экономики. "Мы для себя этот вопрос решили в пользу второго варианта, и были приняты первые решения по конфигурации российской наноиндустрии. Одной из точек опоры стала наука, в частности, наш партнер Курчатовский институт", - сказал Чубайс. Он добавил, что сегодня есть постановление правительства о том, что такое нанопродукция. На его основании Росстат ведет работу по учету нанопроизводства в России. Сегодня в стране есть 287 производителей нанопродукции, из них 24 - независимые компании. Единственное, что вызывает тревогу, это отраслевая структура: три четверти из этих компаний занимаются нефтепереработкой и производством нефте продуктов с помощью нанокатализаторов. "Это не очень приятный момент, тем не менее объем производства независимых нанокомпаний составляет более 40 млрд руб. - цифра вполне серьезная", - сказал глава "Роснано".

Сами предприниматели среди проблем, с которыми сталкивается сегодня наноиндустрия, назвали отсутствие инновационной инфраструктуры, ограниченный доступ к оборудованию, слабость защиты интеллектуальной собственности и недостаток инвестирования в исследования и разработки. Для улучшения ситуации с инфраструктурой планируется создать 12 наноцентров по всей стране, вложения "Роснано" в которые составят от 0,5 до 3 млрд руб. При этом деньги будут вложены не в строительство, а в оснащение центров оборудованием. Первый подобный центр откроется уже в этом году в Казани, остальные планируется открывать в 2013-2014 гг. в Новосибирске, Томске, Ленинградской области и других регионах. Основная задача таких центров - это приход в них малых и средних инновационных компаний, которые смогут получить доступ к оборудованию по приемлемым ценам. По словам Анатолия Чубайса, это важнейшая точка роста, для эффективной работы которой нужна обратная связь от бизнеса - что работает, что не работает, чтобы понимать, куда следует вкладывать средства.

"Мы провели опрос почти 80 предприятий наноиндустрии, которые назвали среди проблем особенности регулирования отдельных отраслей, выход на национальные рынки, а также кадровую проблему. Многие специальности отсутствуют в программах вузов, предпринимателям приходится заказывать специальные курсы или отправлять людей на дорогостоящие стажировки", - рассказал директор департамента программ стимулирования спроса Фонда инфраструктурных и образовательных программ Александр Морозов. Анатолий Чубайс согласился, что кадры - это серьезный вопрос, поэтому "Роснано" сегодня проводит тендеры для вузов по "комплектной поставке" кадров для нанопроизводств, действует 83 подобных программы. По его словам, это важнейшая часть работы, в которой ситуация точно не на нуле. Важный момент - чтобы бизнес сам сформировал требования к персоналу, что им нужно, какие компетенции.

Еще одна проблема - это конкурентоспособность нанопродукции. Она обладает высоким качеством и долгим сроком службы, но и цена на нее, как правило, выше, чем на традиционную, отметил председатель совета директоров электронной торговой площадки b2b-center Александр Бойко. По его словам, при существующей системе госзакупок, где во главу угла поставлена цена, нанопродукция не может конкурировать с традиционной. Одно из возможных решений - это стимулирование не производителей, а потребителей нанопродукции. "Наше предприятие производит лампы, которые служат 10 лет, мы даем гарантию, но стоят они в десятки раз дороже, чем обычная лампочка. Естественно, рядовой потребитель не заинтересован в приобретении таких ламп, поэтому нужны меры по стимулированию спроса - например, как в США, где потребителей определенной нанопродукции освобождают от налогов", - рассказал генеральный директор "Светлана - Оптоэлектроника" Алексей Мохнаткин.

Участники конгресса много говорили и о рынках сбыта. Никакие инвестиции не помогут, если не будет спроса на нанопродукцию, считает председатель совета директоров "ИНТЕР РАО Светодиодные системы" Александр Столяров. Поэтому прежде чем начать выход на рынок, компании, которая предлагает нанопродукцию, нужно проанализировать, кому эта продукция нужна. По словам Столярова, нужно понимать, что новое - не синоним лучшего, это всегда нужно доказывать на том поле, куда выходит поставщик. Речь идет о правильном позиционировании и сроке его окупаемости, добавил эксперт. Также сложно пройти процедуры сертификации, однако есть и успешные примеры - о своем положительном опыте в ходе Конгресса рассказал генеральный директор компании "Метаклэй" Сергей Штепа. Предприятию удалось преодолеть сертификационные процедуры "Газпрома" и стать его поставщиком. "Можно сетовать, что колеса крупных корпораций крутятся медленно, но нужно понимать, что и цена ошибки в случае принятия неправильного решения о внедрении той или иной технологии несопоставимо выше, чем в малых и средних компаниях", - добавил Алексей Мохнаткин.

Наиболее легкий путь - когда у компании есть требования к закупаемой продукции, если соответствовать им, то реально выиграть тендер. Замначальника управления инновационного развития департамента стратегического развития "Газпрома" Николай Нестеров подчеркнул, что предприятие - производитель нанопродукции должно заранее в значительной степени прорабатывать рынок сбыта, исходя из специфических свойств своей продукции. "У нас есть провода, нужны ли они им? Нельзя так ставить вопрос. Компания, которая выходит с разработкой, должна больше внимания уделять маркетинговым исследованиям", - сказал Нестеров.

По словам Анатолия Чубайса, ситуация с рынками сбыта небезнадежная. "Мы в значительной степени здесь опираемся на регионы, при нашей поддержке они разрабатывают программы стимулирования спроса. У региональных рынков есть большой потенциал максимально развернуться в сторону инновационной продукции, и уже сегодня мы видим регионы, которым удалось найти пути преодоления проблем, в том числе юридических. В целом по тем программам, которые при нашем участии уже разработаны, спрос составляет 56 млрд руб., это очень неплохо", - заключил Анатолий Чубайс.

Последние новости