В Уфе открылась художественная выставка о секретном лагере

В Малом зале Союза художников Башкортостана открылась графическая выставка, посвященная погибшим и пострадавшим в годы репрессий. Это женский взгляд на "мужскую" тему.

Группа художниц, представляющих Стерлитамак, Салават, Уфу и Екатеринбург, отразили эхо не такого уж далекого прошлого. С их картин на зрителя дохнул ГУЛАГ. То, о чем писали художницы, было не в 30-е, а в послевоенные годы, и не в далеких заполярных краях, а совсем рядом - у подножия знаменитого шихана Торатау в Ишимбайском районе Башкортостана, недалеко от промышленных центров - Салавата и Стерлитамака.

Общеизвестно, что шихан Торатау - краса и гордость Башкортостана, овеянная легендами, священная гора башкирского племени юрматы. В далекие времена здесь была ставка Тура-хана. С ее вершины открываются живописные просторы. И мало кто из туристов или проезжающих мимо шихана знает, что в 1948-1955 годы здесь находился спецлагерь №0016 особого режима, подразделение ГУЛАГ. Сестры-художницы из Стерлитамака Елена и Ольга Литвиненко набрели на развалины его бараков летом 2011 года, выехав сюда на пленэр.

- Считается, что после 1937-1938 годов репрессий в стране не было. Также мы думали, что на территории Башкортостана не было лагерей. Оказалось, что это не так, все было. Мы заинтересовались этой темой и начали расследование. Только вот узнать подробности о его истории оказалось не так-то просто. Чиновники и родственники бывших заключенных, живущие в Салавате и Ишимбае, неохотно шли на контакт. У всех чувствовался страх, - рассказывает Ольга.

Однако даже те факты, которые удалось восстановить, открывают мрачные страницы отечественной истории. В лагере №0016, в котором работало до трех тысяч человек,добывали и гасили известь для строительства нефтехимического завода в Салавате. Он был окружен тремя рядами колючей проволоки. Сбежать отсюда не удалось никому. Каторжники были отрезаны от мира - ни писем, ни посылок им не полагалось. Все они были осуждены по печально известной 58-й статье. Поэтому рядом с политзаключенными работали и обычные уголовники.

Все, что удалось увидеть и узнать, натолкнуло Елену и Ольгу на мысль создать выставку. К ним присоединились коллеги-единомышленницы из других городов. И не только взрослые. Среди авторов - стипендиат президента Башкортостана, учащаяся художественной школы города Стерлитамака Анастасия Солощенко. Они выезжали на Торатау, писали там картины, которые уже побывали на выставках в Стерлитамаке, Салавате, Ишимбае, Кумертау. И наконец добрались до Уфы.

Как отметил заслуженный художник Башкортостана Риф Абдуллин, работы, вошедшие в экспозицию, очень "женские". Они лишены натурализма и полны сострадания. В каждой картине есть "зерно", которое можно и нужно вырастить в дальнейшем.

- Это художественное осмысление того исторического периода, - считает художник Розалия Лавриненко. - Я считаю, что рукой художника водит Бог, поэтому трудно объяснить, что и как получается.

Ее кисти принадлежит серия акварелей, среди которых привлекает внимание "Шепот сердец": по обеим сторонам столба у колючей проволоки, глядя в противоположные стороны, стоят женщина и мужчина в форме. Несмотря на лагерный антураж, картина просто пронизана тонким и светлым чувством.

- Человек приспосабливается к любым условиям. И везде есть место любви, чувству, которому невозможно противостоять, - выражает свою точку зрения автор.

Экспозиция включает как графические полотна, так и артефакты и инсталляции, выполненные с их использованием. Тележки, консервные банки, миски, керосиновая лампа.

- Все, что вы видите в зале, - это предметы, выкопанные на месте лагеря, - сообщила Елена Литвиненко. - Собрать и привезти их сюда нам помогли добровольцы. Вообще, удивительно, как много людей привлекла эта тема, казалось бы, далекая, "неудобная", страшная. Наверное, это потому, что в каждой семье есть пострадавший от репрессий. Например, у нас в семье были священники - кого-то из них расстреляли, кого-то сослали.

Мы надеемся, что выставка не напугает, а вдохновит нас для сегодняшней жизни, заставит думать о последствиях своих поступков, об отношениях между людьми. Какой бы тяжелой ни была "каторжная" тема, игнорировать ее нельзя, чтобы история не повторилась.

Фоторепортаж