В Новосибирске началось судебное следствие по делу Солодкиных

В Новосибирском областном суде началось судебное следствие по делу Солодкиных - государственный обвинитель перечислила все эпизоды преступной деятельности высокопоставленных фигурантов. Выслушав почти трехчасовую речь прокурора, бывший вице-мэр Новосибирска Александр Солодкин заявил, что все уголовное дело можно охарактеризовать короткой фразой: "Гора родила мышь".

По данным обвинения, отец и сын Солодкины вошли в состав организованного преступного сообщества, которое возглавлял Александр Трунов (Трун), в начале 1997 года. Возглавляя "экономическое" подразделение сообщества, подыскивали привлекательные для захвата объекты. Один из эпизодов: перед акционированием Центрального рынка Новосибирска Александр Солодкин-старший предложил другим участникам ОПС взять под контроль бывшее муниципальное предприятие. На должность генерального директора рынка руководство ОПС подобрало подходящую кандидатуру. Кандидата по просьбе Александра Солодкина рекомендовал совету директоров Центрального рынка вице-мэр Новосибирска Игорь Беляков (расстрелян киллером в августе 2001 года, заказчик убийства не установлен). В результате "нужный" гендиректор был утвержден, а ОПС получило возможность установить поборы для арендаторов площадей на рынке. По данным следствия, 10 процентов от общей суммы незаконных платежей получали Солодкины.

Такая же схема поборов действовала на крупном вещевом рынке Новосибирска. Единственным предпринимателем, который в конце девяностых не желал платить бандитам, был Фрунзик Хачатрян, один из потерпевших по делу. Аргументы Александра Солодкина-старшего и административное давление на него не действовали. В конце концов, по данным следствия, Александр Солодкин-старший сообщил лидеру группировки Александру Трунову, что "исчерпал все свои возможности", и предложил убить Хачатряна. Покушение на бизнесмена было совершено утром 18 июня 1999 года, киллер обстрелял автомобиль Хачатряна из автомата Калашникова, однако бизнесмен, получив несколько ранений, выжил. Кстати, Александру Солодкину-младшему следствие инкриминирует поджог двух автомобилей Фрунзика Хачатряна в 2003 году.

Как сообщила в суде Марина Морковина, под контролем ОПС было более десятка различных организаций, в том числе четыре охранных предприятия. Деньги группировки - так называемая общая касса - хранились в нескольких местах, в том числе в административном здании спорткомплекса "Заря" и в офисе Александра Солодкина-старшего, который в течение нескольких лет возглавлял областное управление физкультуры и спорта. Финансовые средства тратились на техническое оснащение ОПС: приобретались бронированные автомобили, компьютеры, специальная аппаратура для прослушивания телефонных переговоров и т. д.

Особую роль, по данным следствия, в группировке играл бывший замначальника УФСКН по Новосибирской области Андрей Андреев. В частности, в 2005-2006 годах группировка с его помощью получала оперативную информацию о бывших членах ОПС и сотрудниках правоохранительных органов, которые занимались разработкой группировки. В деле упоминается Александр Никитин, сейчас занимающий должность замначальника ГУ МВД России по Сибирскому федеральному округу: прослушивание его телефона было организовано якобы с подачи Андрея Андреева, которого обвиняют в превышении должностных полномочий.

Всего в деле десять эпизодов обвинения по разным статьям УК: участие в деятельности преступного сообщества, дача и получение взятки, мошенничество, вымогательство, растрата и пр. На речь прокурора подсудимые и их защитники ответили резкими заявлениями. Александр Солодкин-старший в принципе отказался понимать, в чем его обвиняют, а его адвокат Светлана Ткаченко вслух задумалась над тем, кто в конечном итоге будет извиняться перед подсудимыми: "Это дело не имело никакой прокурорской проверки, и от кого нам в конечном итоге ждать извинений: от следователей или от зампрокурора РФ по СФО Ивана Семчишина, который утвердил обвинительное заключение, не изучая материалы дела?". Бывший вице-мэр Александр Солодкин напомнил всем, что делу была "дана реклама по всей России, из нас сделали страшнейших преступников", а на самом деле "гора родила мышь". И, наконец, Андрей Андреев сообщил суду, что дело напоминает ему "уголовно-правовой конструктор", который собрали следователи. "Причина того, что я оказался на скамье подсудимых, - это сведение счетов со стороны Александра Никитина, с которым я имел несчастье работать", - заявил Андрей Андреев, пообещав раскрыть все тайны на следующих судебных заседаниях.