24.09.2012 23:44
    Поделиться

    Эксперт: Сельский туризм в России может выгодно развиваться

    Осенью сельский туризм переживает пик популярности
    Осень для сельского туризма - это не мертвый сезон, а самый пик. Осенью начинается охота, сбор грибов и самая интересная рыбалка. Горожане, которые приберегли часть отпускных деньков на сентябрь, не прогадают, если решат отдохнуть в деревне, среди родных лесов и полей, у кристально чистых водоемов. Но смогут ли фермеры предоставить им при этом достаточно комфортные условия? Насколько вообще у нас развит сельский туризм? На эти вопросы в беседе с "РБГ" ответил исполнительный директор Национальной ассоциации организаций сельского туризма Юрий Баландин.

    - Что сегодня могут предложить фермеры горожанам, которые хотят отдохнуть в сельской местности? Насколько это интересно и приемлемо по ценам?

    - Сегодня мы уже можем говорить не только о потенциальных возможностях сельского туризма, но и о конкретных достижениях в этой сфере.

    В целом по стране услуги сельского туризма предоставляют уже более 4000 объектов. Конечно, это мало. Чтобы удовлетворить спрос на этот вид отдыха только на 12 - 15%, на сельских территориях, по нашим оценкам, потребуется создать примерно 30 - 40 тысяч объектов сельского туризма. Наша страна в состоянии решить такую задачу в самые короткие сроки и предложить внутреннему и въездному туризму целый спектр туристских услуг от самого простого до комплексного национального (регионального) сельского турпродукта с высокими потребительскими свойствами.

    Что касается цен на услуги сельского туризма, то их спектр позволяет удовлетворить разные запросы потребителей. Предложения цен колеблются в зависимости от места положения объекта, качества предлагаемых услуг, квалификации обслуживающего персонала, а также сезонности прибытия. Так, например, в Алтайском крае ценовые предложения за ночлег (без питания) составляют от 200 руб. в летнем доме до 500 руб. в гостевом доме с удобствами. А вот ближе к московскому мегаполису стандартное размещение обходится в 800 - 1000 руб. за койко-место. Действуют и скидки. Например, скидки за аренду дома в будние дни составляют 10 - 20%, а за проживание более двух дней - до 30%. Отдельные хозяева поощряют скидками с цены семейный отдых с детьми, постоянных клиентов, посетителей во внесезонное время - осенний и зимний периоды.

    - Летом на Алтае прошло совещание, посвященное развитию агротуризма. О чем там говорилось?

    - Форум на Алтае собрал более 500 участников из пяти стран. С российской стороны в нем приняли участие делегации из 46 регионов.

    Участники форума пришли к выводу, что сельскому туризму необходим правовой механизм легализации деятельности в этой сфере, установления порядка оказания сельских туруслуг, формирования рынка сельского туризма. Новая правовая среда создаст предпосылки для разработки национальной стратегии продвижения сельского туризма и Федеральной целевой программы. Необходимо разработать и осуществить систему мер господдержки. Предлагается также активизировать человеческий фактор как основу развития сельского туризма. Особое внимание в выступлениях было уделено образовательной и научной поддержке сельского туризма, которая находится сейчас на крайне низком уровне. Специалистов и экспертов по сельскому туризму очень мало, пока их не готовят.

    На форуме обсуждались также вопросы освоения инновационных форм, моделей и технологий сельского туризма, проблемы государственно-частного партнерства в туризме, мотивации сельской молодежи к занятию сельским туризмом, совершенствования кадрового и информационно-консультационного обеспечения сельского туризма.

    - Что мешает развитию агротуризма в России?

    - Проблем, сдерживающих развитие сельского туризма, очень много. Среди них можно назвать отсталость и запущенность социальной и инженерной инфраструктуры села, неразвитость сети дорог и транспортного сообщения, неухоженность сельских территорий и местных достопримечательностей. Все это лишает ландшафты привлекательности, не способствует сохранению экологии сельской местности, затрудняет обустройство гостевых домов, создание нормальных условий для проживания и досуга гостей и т.д.

    Другая группа проблем - недостаток финансовых и материальных ресурсов, знаний и навыков в этой сфере, в т.ч. психологических аспектов обслуживания гостей, ограниченность дополнительных услуг, отсутствие стимулов к занятию туризмом, дефицит внимания местных властей к нуждам туробъектов, разобщенность субъектов рынка туризма.

    - Насколько выгодно фермерам принимать туристов?

    - Как показала практика, сельский туризм в России может выгодно развиваться и как специализированный вид деятельности, и как дополнительная (подсобная) деятельность личных подсобных хозяйств граждан и крестьянско-фермерских хозяйств.

    Если хозяин усадьбы или фермер решил, что оказание туристских услуг является для него дополнительным источником доходов, то в этом случае он обычно ограничивается предоставлением малозатратных услуг, таких как ночлег, продажа продуктов питания, баня, рыбалка, сбор грибов и ягод и некоторых других. Вопрос о том, развивать ли ему сельский туризм дальше, он решает на основе полученного опыта. Статистику доходов таких хозяйств получить трудно, но, судя по их стремлению создавать новые средства размещения и туристские услуги, за итоги их работы можно не беспокоиться. Правда, есть и негативные примеры, но это уже предмет особого анализа причин неудач. Чаще всего это непрофессиональный подход, отсутствие знаний и навыков у начинающего предпринимателя, трудности в продвижении турпродукта на рынок.

    - Какие регионы сейчас развивают туризм лучше других? В чем их преимущество?

    - Среди регионов я бы еще раз назвал Алтайский край, а также Республику Карелия, Вологодскую, Белгородскую, Калужскую, Рязанскую, Нижегородскую, Псковскую области. В этих регионах раньше, чем в других, были разработаны и заработали механизмы региональной поддержки сельского туризма, в том числе приняты ведомственные целевые программы поддержки нарождающегося сектора экономики.

    В последнее время ассоциация активно изучает зарубежный и отечественный опыт организации кластеров в сельском туризме, полагая, что эта модель в ближайшие годы займет подобающее ей место в ряде регионов России. Кластер - это объединение в географическом регионе взаимосвязанных предприятий и организаций в пределах отдельно взятой отрасли. Как организационная форма кластер имеет ряд преимуществ: за счет объединения усилий многих участников в кластере создаются условия для формирования комплексного турпродукта, специализации участников на предоставлении отдельных услуг, взаимной поддержки, ориентированности на инновации. География и масштаб кластеров могут быть разными: районный, межрайонный или региональный, трансграничный (международный).

    В качестве примера формирования туристского кластера можно привести Воскресенский район Нижегородской области. Он первым в России успешно прошел сертификацию по международному стандарту и с 2005 года имеет статус "Экологически чистый район". Туристская деятельность района постепенно превращается в главную его специализацию: растет число объектов размещения туристов, восстанавливаются старинные усадьбы, памятники деревянного зодчества, осваиваются туристские маршруты, проводятся фестивали, обрядовые праздники. В числе 19 особо охраняемых природных территорий находится природный парк "Воскресенское Поветлужье".

    Большое внимание в Воскресенском районе уделяется сохранению и приумножению достопримечательностей, среди которых озеро Светлояр - памятник природы федерального значения, "Музей эпох" в деревне Русениха, церковь в селе Троицкое постройки 1667 года, строящийся музейно-туристский комплекс "Град-Китеж" с уникальным оптическим театром в селе Владимирское и другие.

    В районе завершается разработка концепции развития туризма до 2020 года, согласно которой поток туристов увеличится с 10 тысяч (2011 г.) до 30 тысяч. В "портфеле" кластера уже имеется более 10 инвестпредложений по развитию его туристской инфраструктуры. Координирует действия участников кластера совет, а вскоре многие его функции будут переданы некоммерческой организации, членами которой станут участники кластера.

    Прогноз объемов платных туруслуг

    Поделиться