Инициаторами создания в Ульяновске музея ретро-автомобилей выступили члены местного Клуба автомобилей старого стиля ONECLUB. Проектом заинтересовались местные власти, которые сейчас рассматривают возможность выделения подходящего для размещения экспозиции места. Если музей будет организован, он станет первым, как минимум, в Поволжье.
Инициаторы проекта планируют "стартовать" с экспозиции из 20 ретро-автомобилей. Для этого им нужна подходящая площадь не менее полутора тысяч квадратных метров.
- Самый старый в нашей коллекции - "Ford T" 1914 года выпуска, - рассказывает руководитель Клуба автомобилей старого стиля Александр Кременицкий. - У нас есть весь модельный ряд "Волги" ГАЗ-21, так что посетители смогут увидеть воочию "эволюцию" этой модели. Мы хотим показать BMW 1939 года - в том виде, каком он сохранился до наших дней, без реставрации. Это живая история - автомобиль, выпущенный в самом начале второй мировой войны. Разумеется, будут и отреставрированные экспонаты. К каждому раритету мы хотим сделать стенд с информацией о марке автомобиля и истории конкретной модели.
Но музей, по задумке организаторов - это не только экспозиция автомобилей. В нем хотят открыть небольшую кофейню, сувенирную лавку, где продавались бы плакаты, модели автомобилей (в перспективе, здесь можно проводить и выставки моделистов). В специально обустроенном конференц-зале планируется проводить конференции, читать лекции по истории автомобилестроения, показывать фильмы об исторической технике.
Также в проекте - обустройство открытой мастерской, где можно будет увидеть, как реставрируются автомобили. Энтузиасты хотят разрезать пополам и выставить здесь старое авто, чтобы было видно, что у него внутри, под "глянцем" - сделать своеобразное наглядное пособие по реставрации.
Кроме того, по соседству с экспозицией ретро-автомобилей планируется сделать еще одну выставку - быта XX века. Патефоны, старинные плакаты, спецодежда - посетители музея смогут увидеть эксклюзивные вещи, которые являются "современниками" автомобилей.
- Думаю, такой музей будет пользоваться популярностью. Нашу выставку ретро-автомобилей, которая прошла в июле, посетило, по приблизительным подсчетам, до семи тысяч человек. Людям интересно посидеть за рулем старых авто, посмотреть, что у них внутри, узнать их историю, сфотографироваться, - говорит Александр Кременицкий.
Есть еще один важный момент - в трех ульяновских вузах есть факультеты, связанные с автомобилестроением. На базе музея можно было бы проводить уроки для студентов по истории автомобилей, организовывать практические занятия. Одно дело, когда ты изучаешь предмет на бумаге. Совершенно другое - когда собственноручно принимаешь участие в реставрации, видишь устройство механизмов в моделях, выпущенных 20, 30, 50 лет назад…
- Музей может стать популярным и востребованным культурным центром Ульяновска, - уверен Кременицкий. - Наша главная задача - сохранить историческую технику - ведь это тоже часть нашей культуры, только в транспортной сфере. Демонстрация возможностей автопрома поможет патриотическому воспитанию - многие ли воочию видели модели, которые, положим, выпускал в годы войны наш УАЗ (тогда - Завод имени Сталина)? Ну и, наконец, это наша попытка развития ретро-культуры в Ульяновской области. В соседних регионах - Татарстане, Чувашии, Самарской области - проводятся выставки, фестивали ретро-автомобилей. В Ульяновске же пока это движение только-только набирает обороты. И у нас есть шанс опередить соседей - создать уникальный музей первыми.