Такая мера рассматривается для того, чтобы снизить давление на инфляцию со стороны цен на зерно, пояснил он журналистам в кулуарах ежегодного форума крупного бизнеса. И предупредил, что не исключает разгона инфляции в октябре.
Впрочем, пока, по словам Клепача, министерство рассчитывает, что рост потребительских цен в этом месяце окажется на сентябрьском уровне - то есть не более 0,5-0,6 процента.
Между тем, Клепач предупредил и о других рисках и развилках, которые стоят перед отечественной экономикой.
Они заключаются, прежде всего, в смене экономических приоритетов. Так, еще в начале двухтысячных годов перед правительством стояла задача удвоения ВВП, и она была близка к выполнению, напомнил Клепач.
Сегодня такой амбициозной задачи экономического роста перед правительством нет, поделился своими наблюдениями замминистра. И уточнил, что теперь на первый план вышли бюджетная консолидация, страховка от мировых рисков, решение социальных вопросов, повышение производительности труда.
Спор о том, что важнее - экономический рост или устойчивость бюджета - заметим, идет между Минэкономразвития и Минфином традиционно. И пока, судя по проекту бюджета, перевес на стороне финансового ведомства.
Клепач не стал активно развивать эту тему, заметив лишь, что, по мнению Минэкономразвития, "это не очень хорошо". А для развития компаний "задачи экономического роста должны носить более приоритетный и амбициозный характер", пояснил замминистра. Добавив, впрочем, "что только магии цифр быть не должно, и только экономический рост не должен быть самоцелью".
Проблема в том, что невысокие темпы роста экономики, как уже предупреждало Минэкономразвития, не могут обеспечить в том числе и выполнение социальных задач, достойный рост заработных плат. Пока они у нас в стране, несмотря на постоянное повышение, не такие уж высокие. Лишь 26 процентов населения России имеет доход более 30 тысяч рублей в месяц на человека, и их можно отнести к среднему классу, обратили внимание участники форума.
Беспокоит экспертов и бурный рост кредитования граждан, темпы которого приближаются к докризисным отметкам и превысили 40 процентов в годовом исчислении. Но при этом ставки по кредитам запредельные, а ссуды в основном уходят на покупку импортных товаров. Клепач с этими доводами согласился. И даже поддержал политику Центробанка, направленную на охлаждение кредитного рынка и повышение процентных ставок.
Это оправданно, считает замминистра, так как риски кредитования остаются высокими, а ресурсы для банков, такие как пенсионные деньги и депозиты граждан - дорогими.
Между тем, глава президентской администрации Сергей Иванов считает, что ставку в развитии российской экономики следует делать на развитие частной инициативы. Он категорически отверг упреки в том, что в России существует опасность госкапитализма. И не исключил, что в будущем возможна приватизация, в том числе некоторых госкорпораций. Но государство должно продавать свои активы выгодно, на пике их стоимости, считает Иванов.
В то же время, по его словам, государство без поддержки высокотехнологичные несырьевые отрасли - авиапром, фармацевтику, атомную энергетику. И подчеркнул, что любой высокотехнологичный продукт не может планироваться только для внутреннего рынка, при его создании надо ориентироваться и на внешний рынок. При этом, предупредил Иванов представителей крупного бизнеса, перевод промышленности в третьи страны, как это делают некоторые западные производители, создает риски для экономики.
Это влечет потерю производственных мощностей, а потом и научного потенциала, пояснил Иванов. А также заметил, что хорошие перспективы есть у российского авиапрома.
Скажем, Суперджет, по его мнению, через два-три года сможет избавиться от "детских болячек", есть шансы и у среднемагистрального самолета МС-21. Интерес к отечественной авиатехнике проявляют многие иностранные компании.