"Я работаю за еду и ласку первоклассным аниматором", "Я уже домашний" - висели таблички на груди у лохматых барбосов. Вид у них, впрочем, был такой, будто их только что отловили в промзоне. Понятно было с первого взгляда, что эти псы родились на улице, хозяев никогда не имели и, возможно, втайне мечтают, чтобы их поскорее вернули обратно в родную стаю, а не таскали по митингам на столь ненавистном поводке. Активистки зоозащитных организаций привели с собой дворняг в надежде кому-нибудь пристроить. По их словам, эти животные - из разных приютов.
Шествие в защиту бездомных животных стартовало от памятника Петру Великому и завершилось у Центрального Дома Художника. Несмотря на то, что организаторы грозили собрать вторую Болотную площадь, акция получилась малолюдной. Возможно, было выбрано неудачное время - середина рабочего дня. Пару сотен зоозащитных активистов пришли поддержать артисты эстрады Андрей Макаревич и Леонид Ярмольник, которые с радостью позировали репортерам.
"Самые надежные, самые преданные - это собаки, которые были выведены в результате смешения пород. Дворняжки - самые лучшие", - заявил корреспонденту "РГ" музыкант Андрей Макаревич.
Всемирный день защиты животных впервые учредили в 1931 году во Флоренции на проходившем там международном конгрессе по вопросам защиты природы. В России в годы Советской власти существовало общество охраны природы. В него записывали едва ли не поголовно, но вспоминали о нем лишь когда в институте или на работе нужно было заплатить ежегодные членские взносы. С падением СССР канула в Лету и эта добровольная копеечная природоохранная обязаловка. Однако ниша долго не пустовала. Вместе с религиозными фанатиками из заморских сект в нашу страну зачастили активисты радикальных организаций, возводящие права и свободу животных в абсолют. Их акции были интересными и шумными, привлекали большое внимание снимающей прессы. Заморские девицы обнажались догола, разукрашивали свои тела под тигра или рысь, залезали в клетки посреди Арбата, требовали запрета меховой индустрии, призывали к немедленному отказу от употребления в пищу мяса и прекращения использования животных в цирках. В 2008 году в Россию приезжал идеолог освобождения животных Стивен Бест. Деятельность организаций, вдохновленных его идеями, например, Фронта Освобождения Животных, вызывает серьезную обеспокоенность спецслужб США из-за того, что их активисты преследовали ученых, неоднократно нападали на научные лаборатории, похищали лабораторных животных и отпускали на свободу в ближайший лесопарк. Гуру провел серию лекций в Москве и обрел новых адептов. В середине 2000-х последователи идей заокеанского теоретика совершили серию нападений на виварии в столичном регионе.
|
Видео: Сергей Михеев/РГ |
Современная российская зооозащита сосредоточена на отстаивании прав бездомных собак на свободу. Под ее влиянием в ряде городов страны, включая Москву, на рубеже веков была принята новаторская программа, согласно которой отлов беспризорных собак был запрещен. Взамен предлагалось самок собак стерилизовать и выпускать обратно в места поимки. Через несколько лет улицы города заполонили бездомные псы. Вместо того, чтобы постепенно исчезнуть, как то обещали устроители программы стерилизации, бобики и полканы стали чувствовать себя вольготно едва ли не в каждом дворе. А вот популяция дикой фауны городских природоохранных зон стала неуклонно таять. Вольные псы разоряли гнезда наземногнездящихся птиц, например, соловьев. Гоняли лосей, уничтожали белок, ежей и зайцев. Научный фундамент под эту программу не был подведен. Она базировалась лишь на эмоциях, эксплуатируя гуманные чувства граждан. Пропагандисты стерилизации уверяли, что именно так якобы поступают во всех цивилизованных странах. Им вторили голоса авторитетных театральных деятелей и прочих мастеров искусств. В этом стройном певческом хоре не было слышно голосов ученых, предупреждавших о пагубных последствиях свободы безнадзорных городских хищников. Нашли, впрочем, одного этолога - специалиста по поведению животных и страстного любителя бродячих собак, который обьявил безнадзорных псов... неотьемлемой частью городской фауны. За счет городского бюджета лохматым четвероногим бродягам делали серьезную полостную хирургическую операцию, после чего те оказывались снова на привокзальных площадях, на бульварах и проспектах, бросались под проезжающие автомобили, нападали за случайных прохожих и умирали от холода в подворотнях. Дальнейшая судьба этих зверей никого не волновала.
Удаление репродуктивных органов не лишало животных их природных инстинктов, не снижало агрессивность и не устраняло конфликтность. Кончилось все тем, что весной 2008 года стая стерилизованных и привитых собак растерзала средь бела дня физкультурника на центральной аллее Измайловского парка. Новое руководство города пытается исправить ошибки предшественников. В столице строятся новые приюты, возвращена практика безвозвратного отлова. Москва становится похожей на европейский город, по которому можно бегать и кататься на велосипеде, не опасаясь, что за тобой увяжется стая разьяренных псов, прикормленных каким-нибудь охранником или полоумной старушкой. Однако спекуляции на "собачью" тему на страницах газет и телеэкранах не прекращаются по сей день. Очевидно, заинтересованные ветеринарные клиники, которые при прежнем мэре получали подряды и осваивали бюджет на стерилизации четвероногих бродяжек, мечтают о возвращении золотых времен лихих девяностых.
В начале 2000-х в столице едва не узаконили опекунов бездомных животных - лиц, которые прикармливают собак, но при этом за них не отвечают. Как правило, это женщины среднего возраста. Бездомные псы заменяют им семью, а бесконечное пристройство щенков - заботу о детях. Опекуны считают свою точку зрения единственно правильной, а всем, кто с ней несогласен, приклеивают ярлык живодера. Известны случаи, когда опекуны бросались с кулаками на сотрудников служб отлова, забирали собак из приютов, чтобы выпустить их обратно на городские улицы. Отсутствие регистрации владельческих животных в нашей стране позволяет им это делать. А обьявления о продаже чистых бланков ветеринарных паспортов легко найти на любом зоозащитном интернет-форуме. Теоретически любой гражданин может забрать хоть всех собак из приюта, загрузить в фуру, выпустить их посреди Тверской улицы и не нести за это никакой ответственности. При этом опекуны беспрестанно ссорились с соседями, которые были недовольны их деятельностью. Того, кто возмущался антисанитарией и присутствием стай на детских площадках, опекуны обьявляли врагом. Теперь опекуны ходят на митинги, забрасывают коллективными письмами инстанции, требуют вернуть собак во дворы и возобновить программу стерилизации.
Вполне возможно, в ближайшее время в городе следует ожидать новую волну шумных акций, эксплуатирующих тему бездомных животных. В СМИ не стихает волна публикаций о догхантерах - волонтерах, которые истребляют бродячих собак. Активно обсуждается тема отравления то ли нескольких десятков, то ли уже нескольких сотен домашних любимцев, которые гуляли без поводка по парку имени 50-летия Октября. На днях на сайте госзакупок размещен заказ на проведение научно-исследовательской работы, целью которой является разработка системной модели, которая позволит контролировать численность бездомных собак и снизить их негативное влияние на обьекты растительного и животного мира, в том числе и занесенные в Красную книгу Москвы. Цена госконтракта составляет пять миллионов рублей. Итоги конкурса должны быть подведены 5 ноября, а сама работа должна быть выполнена до 20 декабря.