Консолидированный госзаказ для авиапрома - "путевка в будущее": без него предприятия не смогут развернуть серийное производство самолетов. "Такой подход обеспечит эффективную загрузку предприятий, позволит им планировать долгосрочные программы технологического развития, снизить издержки", - уверен Владимир Путин.
- Сегодня мы обсуждаем технику гражданского и специального назначения, которая востребована как в минобороны, так и в МЧС, МВД, ФСБ. Речь идет о транспортной, пожарной, санитарной авиации, самолетах, которые применяются при реагировании на чрезвычайные ситуации, транспортировке грузов, гуманитарной помощи, раненых, больных. Сегодня значительная часть имеющегося парка этих самолетов устарела и морально, и физически. До 2018 года нам предстоит списать в общей сложности до 80 машин, - уточнил президент. - Важно чтобы громадные средства, которые мы направляет на программу перевооружения, развитие оборонно-промышленного комплекса, принесли кумулятивный системный эффект, позволили создать конкурентоспособную авиационную индустрию.
По словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, до сегодняшнего дня основной мерой господдержки Объединенной авиастроительной корпорации был целевой взнос в капитал компаний.
- Госзаказ, который должен прийти на смену прямым взносам, является более эффективным инструментом на этапе вывода новой авиатехники на рынок и закрепления ее в условиях острой конкуренции, - пояснил Мантуров. - Практика госзаказа не нова: она используется многими странами для поддержки собственной промышленности. Например, США планирует закупить у отечественного производителя порядка 300 воздушных судов до 2018 года, Китай - около 200 самолетов.
Министр предложил стимулировать госзаказ не прямым рублем, а использовать лизинговые схемы и кредитные механизмы, не требующие единовременных больших затрат. Первый взнос из бюджета - не более 20 процентов от стоимости самолета. Выплата оставшейся суммы будет "растянута" на 15 лет - федеральные ведомства могут взять кредиты, задействовать лизинговые механизмы, а также использовать сэкономленные деньги.
- Сегодня основу парка госавиации составляют самолеты Ту-134, Ту-154, Ил-62 и даже Ил-18. В силу моральной и физической изношенности, низкой топливной эффективности, они требуют значительных средств на эксплуатацию, обслуживание и последующий ремонт. Расчеты показывают, что разница в стоимости владения между Ан-148 и Ту-134, либо Ту-204 и Ту-154 составляет от 20 до 30 миллионов рублей в год. Это серьезные деньги, бремя для бюджета, - пояснил Мантуров.
Кроме того, на совещании, по словам руководителя администрации президента РФ Сергея Иванова, говорилось о крупном госзаказе на самолеты Ту-204См, Ту-214, Ан-148, "Сухой Суперджет", которые нужны не только силовым, но государственным структурам. Это послужат серьезным подспорьем для выхода на их серийное производство.
Как уточнил Сергей Иванов, до 2018-2020 года государство закупит около ста самолетов Ил-76Мд-90А (помимо заказа минобороны на поставку 39 модернизированных Илов).
- Этот самолет - "ломовая лошадь" в авиации, - пояснил Иванов. - Для Ульяновска даже один подписанный сегодня контракт с минобороны обеспечит авиазаводу загрузку как минимум до 2018 года. А если мы добавим Ту-204СМ, то это будет практически полная загрузка предприятия, впервые с 1991 года.
Кстати
Как сообщается на сайте минобороны, завершение заводских испытаний опытного образца самолета Ил-96МД-90А, предназначенного для военного ведомства, и начало государственных совместных испытаний запланировано на I квартал 2013 года. Первый серийный самолет должен поступить в войска в 2014 году. За последние 20 лет это первый контракт на приобретение самолетов такого класса для нужд Вооруженных Сил.