15.10.2012 23:50
    Поделиться

    ВАС подвел итоги работы арбитражных судов за первое полугодие 2012 года

    Высший арбитражный суд Российской Федерации (ВАС РФ) обнародовал данные о результатах работы арбитражных судов в первом полугодии 2012 года. За этот период уже рассмотрено 791 755 дел. Это число в полтора раза превышает показатель первого полугодия 2011 года (495 995 дел). Если данная тенденция сохранится и во втором полугодии 2012 года, то этот год может стать лидером по количеству рассмотренных в арбитражных судах дел за последние пять лет после спада в 2010 (1 208 737) и 2011 (1 249 069) годах.

    До этого своеобразный рекорд был установлен в 2009 году, когда арбитражными судами было рассмотрено 1 563 315 дел. Основной рост количества дел в текущем году произошел за счет рассмотрения заявлений, возникших из административных и иных публичных правоотношений. Речь идет о привлечении к административной ответственности, о взыскании обязательных платежей и санкций, об оспаривании нормативных правовых актов и ненормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, решений и действий (бездействия) госорганов и органов местного самоуправления. В первом полугодии этого года таких дел было рассмотрено 389 625, при этом по сравнению с первым полугодием 2011 года количество таких дел выросло в 2,4 раза (с тогдашних 160 509).

    О том, что конкретно могло явиться причиной такого значительного роста количества рассмотренных дел в 2012-м, на настоящий момент судить достаточно трудно, поскольку статистика показывает лишь общее количество дел (без уточнения по категориям и подкатегориям), и, кроме того, до завершения года мы не увидим, какое количество заявлений было удовлетворено. Однако можно предположить, что одной из возможных причин, как и в прошлом году, стало принятие многочисленных поправок и изменений в законодательство РФ и отсутствие четко установленного порядка правоприменения новых законодательных норм.

    Так, в аналитической записке к статистическому отчету о работе арбитражных судов в 2011 году указано, что "в отчетном периоде вновь отмечен рост числа поступивших в арбитражные суды заявлений по экономическим спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. В 2011 году по сравнению с показателем 2010 года количество таких заявлений увеличилось на 42%: 2010 год - 333 601 заявление, 2011 год - 472 619 заявлений. Согласно данным статистики, рост числа данного вида споров произошел в основном за счет увеличения количества поступивших заявлений территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании с организаций и граждан обязательных платежей и санкций, что явилось следствием внесения изменений в законодательство, касающееся установления сроков для предоставления сведений о персонифицированном учете плательщиков взносов в ПФР".

    В качестве примера рассмотрим статистику по рассмотрению арбитражными судами дел с участием налоговых органов, споры по которым входят в дела, вытекающие из административных и иных публичных правоотношений. ВАС РФ ведет отдельную статистику по делам с применением налогового законодательства. По данным делам за период с 2008 по 2011 год и первое полугодие 2012 года наметилась достаточно интересная тенденция. Существенно сократилось количество дел об оспаривании ненормативных правовых актов налоговых органов, действий (бездействия) должностных лиц - количество данных дел сократилось практически вдвое: 50 685 (2008), 35 368 (2009), 31 514 (2010), 26 358 (2011). Данная тенденция сохраняется и в 2012 году. Так, в первом полугодии 2012 года рассмотрено 12 842 дела, при этом в первом полугодии 2011-го было рассмотрено 13 162 дела.

    Параллельно из года в год уменьшается количество дел об оспаривании решений налоговых органов о привлечении к налоговой ответственности: 10 551 (2008) против 2292 (2011). Одной из главных причин такой тенденции явилось принятие в 2009 году поправок к Налоговому кодексу, в соответствии с которыми (п. 5 ст. 101.2 НК РФ) установлено, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

    Целью принятия данных поправок явилась необходимость снижения нагрузки на суды. Что также совпадает с общим стремлением законодателя поддержать досудебный порядок разрешения споров, в том числе и в спорах с государственными органами.

    Таким образом, данная законодательная инициатива работает, так как на практике до вступления в силу поправок налогоплательщики редко использовали право на обжалование решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, а сразу обращались с исками в суды соответствующей компетенции.

    Однако из данной статистики видно и то, что общее количество дел с применением налогового законодательства с 2008 года практически не изменилось: 99 681 (2008), 98 313 (2011), в первом полугодии 2012 года рассмотрено 52 375 дел. Показатели остались неизменными за счет увеличения количества исков со стороны налоговой инспекции к налогоплательщикам о взыскании обязательных платежей и санкций: 43 565 (2008) - 69 795 (2011) дел.

    Оценить результат обращений налоговых органов в арбитражные суды с требованием о взыскании с организаций и граждан обязательных платежей и санкций труда не составит. Если в 2008 году из 43 565 дел судом первой инстанции было удовлетворено 56% (24 426) исков, то в 2011 году из 69 795 удовлетворено лишь 42% (29 251) исков. При этом если в 2008 году общая сумма удовлетворенных требований составила 4683 млн рублей, то в 2011-м, несмотря на значительное увеличение числа поданных исковых заявлений, судами первой инстанции в пользу налоговых органов взыскано 3581 млн руб. На протяжении с 2008 по 2012 год показатель по признанию решений налоговых органов недействительными или об отказе в удовлетворении требования налогового органа о привлечении к административной ответственности сохранялся неизменным и был более 60% не в пользу налоговой инспекции.

    Поделиться