Ирина Кувалдина: Одежда учащихся должна иметь светский характер

Девочкам из мусульманских семей в селе Кара-Тюбе Нефтекумского района Ставрополья директор школы №12 запретила посещать занятия, пока они не снимут так называемые хиджабы.

Как сообщили в Духовном управлении мусульман Ставрополья, пять семей из Кара-Тюбе, исповедующих ислам, пожаловались в муфтият края на то, что их дочерям уже около двух недель запрещают посещать школу в мусульманских платках.

Магомет Гаджисулаев - отец второклассницы Зайнаб, Равиль Кайбалиев - отец второклассницы Марьям и Эльдар Насыров - отец шестиклассницы Загиды рассказали, что пятеро школьниц, в числе которых и их дочери, с третьего октября не имеют возможности реализовать гарантированное им Конституцией РФ право на получение среднего образования. При этом первого сентября ученицы пришли в школу в платках, и в течение месяца занимались без каких-либо проблем. А потом руководство школы потребовало от девочек либо приходить без хиджабов, либо не посещать занятия.

Руководство школы потребовало от девочек либо приходить без платков, либо не посещать занятия

Родители также подчеркивают, что преподаватели и классные руководители не разделяют детей по национальному и религиозному признаку, но они выполняют распоряжение вышестоящих органов. Завуч по воспитательной работе Тагира Аманиязова ссылается на устный приказ директора школы Марины Савченко, которая, в свою очередь, руководствуется уставом учебного заведения, где прописаны единые правила к внешнему виду учеников. Например, в правилах говорится, что "внешний вид обучающихся должен соответствовать общепринятым нормам делового стиля и исключать вызывающие детали".

Кроме того, директор школы утверждает, что девочкам предлагали заменить хиджабы косынками на то время, пока они на занятиях, но они отказались.
- Директор школы сказала нашим детям: белый верх, черный низ - это о форме одежды. И мы это соблюдаем. Что касается хиджаба, то это не столько настоящий хиджаб, сколько обычный мусульманский платок, закрывающий волосы, уши и шею девочек. Им от восьми до 11 лет, - говорит имам села Кара-Тюбе Саид Оракчиев. - Но теперь в школу их не пускают, они занимаются дополнительно после уроков, когда остальные дети уходят. Директор Марина Савченко на мусульманский платок не соглашается. Говорит, пусть носят косынки по типу банданы. Мы говорим: какая разница, они ведь все равно будут сидеть в платке и выделяться среди детей. Мы подали в суд на руководство школы.

Ситуация активно обсуждается на всевозможных форумах и сайтах.

"Хорошо, что подняли эту тему, а то уже подобное ущемление стало переходить все границы. Из-за длинной юбки и платка: 1. не берут на работу, 2. могут уволить, 3. не дают школьникам и студентам посещать занятия. В нашем регионе в одной из школ запретили ученице одевать длинную юбку и платочек, завязанный полосочкой на голове, а о хиджабе вообще молчу", - жалуется некая Сабира на сайте Ставропольского муфтията.

"Странное ущемление прав человека... Если я приду в школу в мини и прозрачной кофте, то это нормально, а надеть юбку макси и платок - нельзя…", - вторит ей Хадиджа.

В муфтияте Ставрополья сообщили, что визит возмущенных отцов из Кара-Тюбе - это уже шестая делегация родителей по поводу хиджабов. До этого с аналогичной жалобой приезжали жители Арзгирского и Степновского районов. Муфтий региона обратился к главам районов, губернатору и прокурору Ставропольского края с просьбой помочь разрешить сложившуюся ситуацию.

В свою очередь, родители девочек обратились с жалобой в прокуратуру Нефтекумского района. В надзорном органе сообщили, что обращение поступило и в течение 30 дней будет дана правовая оценка сложившейся ситуации.

Комментарии

Мухаммад-хаджи Рахимов, муфтий Ставропольского края

В этой ситуации необходимо помнить о том, что школа - это светское заведение. В село Кара-Тюбе, где произошел конфликт, уже приезжали имамы, верующие. Они придерживаются той точки зрения, что девочкам в школе достаточно косынок, чтобы не привлекать внимания. Я против того, чтобы в школу ходили в мини-юбках, я за то, чтобы соблюдались приличия. Необходимо прийти к компромиссу. Я за то, чтобы девочки надели косынки и сняли этот ненужный вопрос.
Хотелось бы также отметить недальновидность наших чиновников, которые демонстрируют не свойственную России религиозную нетерпимость. Своими действиями они ущемляют права своих же собственных избирателей. В селе Кара-Тюбе, например, проживают около трех тысяч человек, преимущественно мусульман, в основном ногайцев и народностей Дагестана.

Алексей Селюков, уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае

Устав школы аула Кара-Тюбе, устанавливающий определенные требования к форме одежды учащихся при посещении ими школы, не нарушает действующего российского законодательства, а также прав и свобод ни детей, ни их родителей, так как у последних остается полное право и возможность отказаться от обучения в этой школе и выбрать другую, отвечающую их мировоззрению. В данной ситуации имеет смысл говорить о противоправных действиях родителей, демонстративно навязывающих администрации школы через своих детей религиозную нетерпимость к светскому характеру обучения в школе, гарантированного статьей 14 Конституции России. При этом руководство учебного заведения идет на компромисс: предложило девочкам ходить в косынках, организовало их обучение после занятий. В данной ситуации - дети - это всего лишь инструмент, посредством которого родители проталкивают определенную идеологию, не столько религиозную, сколько, к сожалению, политическую.

Ирина Кувалдина, министр образования Ставропольского края

В Конституции Российской Федерации сказано, что Россия - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Одним из основных принципов, на котором основывается государственная политика в области образования, является светский характер обучения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

К компетенции же образовательного учреждения относятся разработка и принятие правил внутреннего распорядка, в том числе о ношении школьной формы и внешнего вида учащихся. В локальных актах Кара-Тюбинской школы прописано, что одежда учащихся должна носить светский, деловой характер без изысков. В соответствии с этим директором школы и было предложено родителям учащихся принять меры по его соблюдению.