Города зарастают мусором, свалкам уже не хватает места. Как подсчитали в Карелии, один человек производит один килограмм мусора в день. Если по старым нормам на каждого жителя должно приходиться 0,3 кубического метра крупногабаритных отходов, следовательно, 220 на всех в месяц, то сегодня - 750 кубов каждый день. Годами все это отправлялось на свалку, занимающую территорию в десятки гектаров, машины ежесуточно вывозят туда только из Петрозаводска 250 тонн разного мусора, где все отходы перемалываются бульдозером и остаются в земле.
Самый эффективный выход из сложившейся ситуации - не гноить отходы, а перерабатывать их. И велосипеда здесь изобретать не надо. В соседней Финляндии уже давно сортируют мусор, раскладывают его по разным контейнерам, а потом развозят на перерабатывающие предприятия. И самое главное, никаких крыс, ворон и прочих атрибутов мусоросборников. Стоят себе аккуратные закрытые площадки с контейнерами разного цвета, на которых обозначено, что сюда класть. Например, сюда только стеклянные бутылки, туда - пластмассу, металл или картон, отдельно - пищевые отходы. За каждым видом мусора приедет своя машина и отвезет металл к металлу, картон к картону, а не свалит все вместе. В Петрозаводске, например, такое уже было. Финские и датские специалисты обучили представителей товариществ собственников жилья сортировать мусор, помогли некоторым ТСЖ в качестве эксперимента приобрести разные контейнеры для сбора. Жильцы добросовестно сортировали свои отходы. А потом приезжала машина и вываливала мусор из всех контейнеров в одну кучу. На свалке все попадало в общий котел.
Чтоб такого не произошло, финны решили организовать совместный проект в городе Костомукше в рамках программы приграничного сотрудничества европейского инструмента соседства и партнерства "Карелия". Исследователь университета Оулу Сари Пииппо в своей работе продумала все до мельчайших подробностей, начиная от элементарной сортировки мусора до его заводской переработки. Так вот, город Костомукша, в котором проживает около 30 тысяч человек, производит 11 тысяч тонн отходов в год, 365 килограммов на одного гражданина, из которых пятая часть - бумага и картон, чуть меньше - биоотходы, продукты питания, еще меньше - пластмассы, железные изделия, стекло, совсем немного - дерево и текстиль. Практически ничего не утилизируется. Финская исследовательница привела данные российских коллег, которые по определенной методике высчитали, что в среднем по нашей стране перерабатывается порядка трех процентов отходов.
- Если ничего не менять, то к 2017 году при такой же численности населения отходов станет 26 тысяч тонн, они будут прирастать на два процента ежегодно при покрытии услуги в 80 процентов. Помножив данные, у нас получается, что Костомукша будет давать 26,5 тонны мусора в день. Основная доля сохранится за бумагой, картоном, пластмассой, стеклом и металлом. Контейнеров понадобится больше, и они должны стать объемнее, - сказала корреспонденту "Российской газеты" Сари Пииппо.
Что же делать? Однозначно перерабатывать, уверена исследовательница. Оказывается, на этом можно сделать бизнес, прилично заработать, обогащая городскую казну. Так уже давно поступает администрации города Куусамо в Лапландии, который схож с карельской Костомукшей. Там все отходы сортируются, часть перерабатывается в самом Куусамо, остальное транспортом доставляют в разные города Финляндии, иногда за сотни километров. Это считается выгодным вариантом. В Европе постоянно растут цены на отходы. Бумага там стоит 142 евро за тонну, пластмасса - 266, металл - 328, стекло - 48 евро.
- Поэтому если грамотно перерабатывать отходы Костомукши, то в 2017 году город может получить 730 тысяч евро, - говорит Сари Пииппо. - Самый большой доход - 320 тысяч за пластмассу, она наиболее ценится, бумага - 205 тысяч, металл - 158, стекло - 46. Компост и биогаз - 21 тысяча.
Вот такая привлекательная арифметика. И, по мнению финских ученых, это не фантастика, а вполне реальная перспектива. Часть собранных отходов можно утилизировать в самом городе, ведь отходы - это еще и ресурсы, в том числе и топливные. Другую часть транспортом возить в город Сегежу, на целлюлозно-бумажный комбинат, остальное - в Петрозаводск, оттуда - дальше, в Европу.
Правда, здесь есть небольшой нюанс. В Петрозаводске почти нет предприятий по утилизации отходов. Но Сари Пииппо считает: значит, надо построить. Переработка мусора - прибыльный бизнес, и им стоит заниматься.
С этим согласны и в администрации Костомукшского городского округа, который вместе с университетом Оулу, Карельским научным центром РАН, региональным союзом Кайнуу участвует в данном проекте под названием "Зеленые города и поселки - устойчивое пространственное развитие в отдаленных приграничных территориях", бюджет которого более 460 тысяч евро. Поэтому начинать в самом молодом и современном городе Карелии решили с элементарного - научить жителей сортировать отходы, раскладывать их по разным контейнерам. Следующий этап - сбор мусора по такой же раздельной технологии. А там, глядишь, городской округ научится и зарабатывать на мусоре. Но дело это не одного года. Финны потратили на выработку своей технологии лет двадцать. Правда, они готовы поделиться опытом и предостеречь российских коллег от ошибок, через которые прошли. Тогда может получиться быстрее. Главное - желание сделать свой город чистым и красивым.
Однако в Петербурге, как и в целом по стране, идея раздельного сбора и переработки мусора полностью проигрывает все более "раскручиваемому" способу банального мусоросжигания. Доклад "Обоснование выбора оптимального способа обезвреживания твердых бытовых отходов жилого фонда в городах России", представленный недавно специалистами Росприроднадзора, приводит спорные, по мнению экологов, данные. Например, "ежегодно в России образуется около семи миллиардов тонн промышленных и бытовых отходов, из которых муниципальные твердые бытовые отходы составляют около 8-10 процентов". По мнению сотрудников петербургского отделения одной из международных экологических организаций (Greenpeace), это означает, что каждый россиянин в среднем выбрасывает 50-130 литров мусора ежедневно, что никак не может быть правдой. В действительности, каждый россиянин выбрасывает в десять раз меньше.
Авторы доклада утверждают, что "термические методы переработки отходов (сжигание) приравниваются к их утилизации, а не уничтожению отходов", но по всем европейским стандартам это как раз не является утилизацией.
Специалисты Союза экологов Северо-Запада, объединяющего крупнейшие предприятия, занятые обращением с отходами на Северо-Западе России, выразили свое несогласие с целым рядом позиций доклада. Действующая в Петербурге несколько лет локальная система раздельного сбора мусора отдельно взятым предприятием показывает, что эту схему применить возможно. Союз экологов имеет собственные станции сортировки твердых бытовых отходов и положительный опыт организации раздельного сбора. В частности, в организацию входит петербургская компания, которая с 2001 года поддерживает в городе систему раздельного сбора мусора, обрабатываемого на собственной станции сортировки. Отдельный сбор сухих и чистых вторичных ресурсов позволяет отбирать на мусоросортировочной станции до 70 процентов от содержимого контейнеров. Однако одна станция - это капля в море для мегаполиса наподобие Петербурга.