15.10.2012 23:42
    Поделиться

    Московские торговые центры стали одними из самых посещаемых в мире

    Российские торговые центры по посещаемости приблизились к мировым. Такой вывод сделали эксперты компании Colliers International. Самым посещаемым торговым центром России стал столичный "Европейский" с проходимостью 51 млн человек в год. Мировой лидер по посещаемости - торговый центр The Dubai Mall в Дубае - незначительно опередил московского гиганта досуга и моды. За тот же период - 2011 год - The Dubai Mall посетили 54 млн человек.

    "Золотой Вавилон" на проспекте Мира, "Метрополис", "Атриум", "МЕГА", а также 19 других торговых центров с посещаемостью более 30 000 человек в выходной день приблизились к таким мировым гигантам, как Mall of America в Блумингтоне и Mall of Emirates в Аль-Барша.

    Не отстают и регионы. Наиболее высокие показатели посещаемости (35-60 тыс. человек в выходной день) демонстрируют торговые центры сети "МЕГА", "Планета" (Красноярск), "Космопорт" (Самара), "Фантастика" (Нижний Новгород), "Гринвич" (Екатеринбург), "Мегамолл СБС" (Краснодар), "Аура" (Новосибирск), "Галерея" (Санкт-Петербург). Всего в городах-миллионниках 20 торговых центров, средняя посещаемость которых в выходные дни превышает 30 тыс. человек в день.

    Места в успешных торговых центрах недолго остаются вакантными. Например, в Москве уровень свободных помещений в торговых центрах в 2011 году снизился с 3,5% до 2% в среднем по городу. В лучших торговых центрах в течение последних нескольких кварталов наблюдается стопроцентная заполняемость. У станций метро уровень вакантных площадей находится в диапазоне статистической погрешности 0-1,5%.

    "В наиболее востребованных профессиональных торговых центрах Москвы, таких как "Европейский", "Метрополис", "Атриум" и ряд других, уровень вакантных площадей находится на минимальных значениях - 1-5% и обусловлен ротацией арендаторов, - говорит управляющий партнер компании Blackwood, вице-президент Российского союза инженеров Константин Ковалев. - Более того, в таких торговых центрах, как правило, существует так называемый "лист ожидания", поэтому у собственников не возникает трудностей с заполнением высвобождающихся помещений".

    Кроме того, в успешных торговых центрах ставки аренды могут значительно превышать среднерыночные значения. Например, если в среднем ставки для магазина торговой галереи могут составлять 1000-1500 долл./кв. м/год, то для топовых объектов диапазон составит уже 2500-4000 долл./кв. м/год. Также в наиболее востребованных торговых центрах крайне высоки ставки аренды на помещения минимальной площади и на площади в галереях для организации киосков. Там ставки могут достигать 7000-10 000 долл./кв. м/год.

    Эксперты связывают это со снижением ввода торговых площадей в последние два года. С начала 2012 года в Москве было введено 75 950 кв. м торговой недвижимости в классических и специализированных торговых центрах. Это минимальный показатель с 2003 года.

    "Ограниченный объем ввода торговых площадей в Москве, вызванный реализацией небольших по размеру торговых центров, послужил причиной увеличения спроса ритейлеров на проекты за пределами столицы, - говорит региональный директор Департамента торговой недвижимости Colliers International Татьяна Ключинская. - В результате все больше региональных девелоперов возвращаются к ранее заявленным, но приостановленным в кризис проектам, что подтверждается динамикой ввода новых торговых площадей в регионах России в 2012 году".

    Места в успешных торговых центрах недолго остаются вакантными. Например, в Москве уровень свободных помещений в торговых центрах в 2011 году снизился с 3,5% до 2%. В лучших торговых центрах стопроцентная заполняемость

    В регионах в III квартале 2012 года было открыто 13 торговых центров совокупной торговой площадью 282 150 кв. м, в том числе 12 из них - классического формата (264 150 кв. м) и один специализированный (премиальный торговый центр Mercury в Санкт-Петербурге площадью 18 000 кв. м). Безусловно, наиболее привлекательным рынком для выходящих в Россию ритейлеров является Москва, что связано с высокой численностью населения столицы и уровнем дохода ее жителей.

    Ритейлеров не отпугивает даже существующий в столице дефицит. Однако, по мнению экспертов, в будущем он будет постепенно сокращаться. Среди проектов, заявленных к открытию в ближайшие месяцы, торговые центры "Июнь" в Мытищах (75 000 кв. м), GoodZone (65 500 кв. м) и "Калейдоскоп" (41 000 кв. м). "В настоящее время в Москве строится беспрецедентное количество крупных ТЦ, открытие которых планируется в ближайшие годы, - говорит директор департамента торговой недвижимости Сергей Гипш. - Сроки ввода ряда объектов, заявленные на 2012 год, очевидно, будут перенесены. В результате в 2013-2014 годах мы ожидаем бум открытий "торговых центров-гигантов", что повлечет за собой существенные изменения на рынке. В ходе перераспределения покупательских потоков могут пострадать старые, особенно небольшие объекты. Последним придется всерьез задуматься о редевелопменте. На фоне неизбежного ухудшения транспортной ситуации в зонах строительства многие москвичи могут пересмотреть свои предпочтения в пользу более доступных с этой точки зрения объектов".

    В связи с этим эксперты советуют девелоперам уделить особое внимание формированию инфраструктуры торгового центра. В первую очередь это касается организации удобного подъезда к объекту как для посетителей, так и для крупного грузового транспорта, обеспечивающего доставку товаров. Также немаловажно создание комфортной парковки.

    "При условии отсутствия новых экономических и финансовых потрясений рынок профессиональной торговой недвижимости Москвы ждет поступательное развитие: будут "размораживаться" и постепенно выходить на рынок отложенные в кризис проекты, при этом на фоне более низких темпов прироста нового предложения можно ожидать дальнейшего роста арендных ставок, - прогнозирует Константин Ковалев. - На успех смогут рассчитывать профессиональные объекты с тщательно проработанными концепциями, интересными наборами арендаторов, необычными архитектурными и интерьерными решениями, новыми видами развлечений в своем составе".

    Если раньше успех торгового центра в основном зависел от местоположения, то сейчас, по мере роста конкуренции, а также по мере возрастания требований посетителей не менее важными факторами успеха становятся те, которые раньше считались вторичными. "Немаловажны правильно выбранная концепция, эффективный пул арендаторов, прогнозируемое число покупателей и минимальные инвестиции в отделку", - уверен директор департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила.

    Поделиться