На заседании во вторник документ обсуждался уже в третьем чтении. Согласно концепции, маршрутная сеть Перми должна стать более рациональной и гибкой. Планируется введение единого проездного билета и создание компактных транспортно-пересадочных узлов в городе. Конкурсный отбор поставщиков будет проводиться по критериям цены и качества. То есть будут установлены единые правила для входа и работы компаний на рынке пассажирских перевозок, что повысит качество транспортного обслуживания горожан и поможет мэрии более эффективно контролировать работу операторов. В целом финансирование всех этих мероприятий до 2016 года - срока окончания действия концепции - может обойтись городской казне в пять миллиардов рублей, причем половина этих средств придется потратить на компенсации перевозчикам за обслуживание льготных категорий пассажиров.
Тем не менее у депутатов возник ряд существенных вопросов, которые потребовали дополнительного обсуждения.
Вице-спикер думы Аркадий Кац, в частности, обратил внимание депутатов на методику расчетов, которые использованы для обоснования увеличения тарифов на проезд в городском общественном транспорте. Он привел цифры, которые свидетельствуют о неточном учете пассажиропотока и стоимости авточаса. Так, в 2008 году пассажиропоток в Перми был зафиксирован на уровне 348 миллионов человек в год, а сегодня в расчетах почему-то фигурирует цифра 291 миллион человек.
- Дело в том, что расчет строился на показаниях, которые предоставляют сами перевозчики, - заметил депутат. - Чем меньше пассажиропоток, тем больше предполагаемая сумма субсидий из городского бюджета. Очевидно, что назрел вопрос об изменении методики расчета.
Кроме того, депутаты вновь вернулись к вопросу о том, должен ли городской бюджет субсидировать частных перевозчиков.
К слову, в крупных городах, таких как Екатеринбург, доля муниципального транспорта - не менее 50 процентов. В Перми к муниципальному относится только электротранспорт, который перевозит минимум пассажиров. Введение же автобусов на этом предприятии не предусматривается.
Отдельная тема - эффективность работы городского электротранспорта. На сегодняшний день убытки ГЭТ составляют 77 процентов, притом что его доля в общественном транспорте - 21 процент.
Самую революционную идею озвучил депутат Андрей Солодников: он предложил провести эксперимент, отменив плату за проезд в троллейбусах и трамваях. По мнению парламентария, это будет способствовать росту популярности данного вида транспорта.
Между тем вопрос о повышении стоимости проезда в транспорте вновь отложен и будет рассмотрен на следующем заседании гордумы. Отметим, на прошлой неделе комитет Пермской городской думы по экономическому развитию одобрил повышение стоимости проезда в общественном транспорте Перми с 1 декабря 2012 года с 12 до 14 рублей. А еще неделей раньше комитет гордумы по городскому хозяйству отказался повышать стоимость проезда.
Справка "РГ"
В предыдущий раз тарифы на проезд в Перми повышались в 2009 году - до 12 рублей, но за это время стоимость горюче-смазочных материалов увеличилась на 56 процентов, заработная плата транспортников - на 15, а инфляция составила порядка 30 процентов. Мало того, во многих городах Прикамья билеты в общественном транспорте уже подорожали. Так, в Березниках, Соликамске и Губахе проезд в общественном транспорте подорожал в июле - с 12 до 15 рублей. В Красновишерске билет в автобусе стоит еще дороже - 16 рублей.