В Самаре разработали меры поддержки регионов при вступлении России в ВТО

В Самаре под председательством Валентины Матвиенко прошло расширенное заседание комиссии Совета Федерации по мониторингу участия России в ВТО и Таможенном союзе.

Еще до начала пленарного заседания глава Совфеда встретилась со специалистами самарского ЦСКБ "Прогресс", где не только высоко оценила трудовые успехи крупнейшего аэрокосмического предприятия страны, но и с горечью посетовала, что давно не видела такого неблагоустроенного города как Самара: "Разбитые дороги, обилие пивных ларьков. Такое ощущение, что в городе нет хозяина". А потому, по мнению спикера, вхождение нашей страны в ВТО нужно начинать не только с совершенствования законов, кредитной системы и новых технологий, но и с психологии людей…

Обо всем этом и шла речь на тематических круглых столах, а затем и на пленарном заседании, посвященном рискам и перспективам развития региональной промышленности и АПК в новых экономических условиях. Кроме Валентины Матвиенко в нем приняли участие полпред президента РФ в ПФО Михаил Бабич, федеральные министры и сенаторы, главы областей и республик, входящих в Приволжский федеральный округ.

- Вступление нашей страны в ВТО - это наиболее болезненная тема для регионов. Особенно актуален этот вопрос для Приволжского федерального округа, где расположены 85 процентов автостроения страны, 65 процентов авиастроения, 40 процентов нефтехимии, 30 процентов судостроения и оборонно-промышленного комплекса. Мы этим гордимся, но с другой стороны - все эти отрасли являются импортозамещающими, и поэтому требуется как можно скорее адаптировать их к новым экономическим условиям, чтобы получить те плюсы, которые возникают у страны в связи со вступлением в ВТО, - заявил Михаил Бабич.

Напомним, что подготовка России к вступлению в ВТО велась на протяжении 18 лет. И сегодня вопрос "Надо или не надо было туда вступать", как отмечали все собравшиеся, уже не актуален: шаг сделан и надо в ускоренном темпе делать следующие. Или, как грустно пошутил губернатор Кировской области Никита Белых, "надо защищать не вклады, а вкладчиков", чтобы успеть ощутить плюсы интеграции в мировую экономику, прежде чем она погубит неконкурентоспособные отечественный АПК и промышленность.

- Конкретные шаги по защите экономики предпринимаются на федеральном уровне: идет работа над законопроектами "О промышленной политике", "О стратегическом государственном планировании", созданы 25 территориальных инновационных кластеров, 9 из которых расположены в ПФО. Но параллельно с этим каждый субъект Федерации должен подумать о защитных мерах на своей территории. И все предложения глав регионов, высказанные в ходе сегодняшнего "мозгового штурма", будут доведены Советом Федерации до президента и премьер-министра, - заверила Валентина Матвиенко.

Кстати, решение провести заседание по данной теме именно в Самаре не случайно. Здесь, как в капле воды, отразились все существующие проблемы, связанные со вступлением России в ВТО. Если в соседних регионах "рискованных" отраслей найдется две-три, то в Самарской губернии практически все сегменты экономики нуждаются в адаптационной поддержке государства.

По словам губернатора Самарской области Николая Меркушкина, лучше всего к работе в новых условиях подготовился АвтоВАЗ, который начал модернизацию своих производств еще в кризисные годы. А вот такие флагманы региональной экономики, как нефтехимические и аэрокосмические предприятия, если не будет новых технологий и научных разработок, уже в ближайшие пять лет начнут сдавать свои позиции.

Компетентно

Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации РФ:

- Сегодняшнее заседание показало, что уровень подготовки регионов к условиям жизни в ВТО очень разный.  Одни главы субъектов РФ уже предлагают проработанные решения, другие только задумываются над этим процессом. Поэтому Совет Федерации все больше принимает на себя функции по сотрудничеству с регионами и решению их проблем. Одна из главных задач сегодня - это разъяснять те условия, на которых Россия вступила в ВТО. Нужно переложить многочисленные тома в настольную книгу на понятном языке, которая была бы под рукой у каждого главы региона и руководителя предприятия и объясняла, как, не нарушая требования ВТО, разрабатывать региональные программы по адаптации экономик, как минимизировать первоначальные риски и угрозы.

Игорь Комаров, президент ОАО "АвтоВАЗ":

- Начиная формировать программу развития АвтоВАЗа еще в 2010 году, мы ориентировались на то, что Россия вступит в ВТО. Наша задача - быть конкурентоспособными с теми производителями, которые организуют производство в России и за рубежом. И в этом плане мы видим основные риски даже не в конкуренции с производителями новых автомобилей, а с импортом подержанных машин. Поэтому все вопросы, связанные с механизмом поддержки российских автопроизводителей, рассматриваются на федеральном уровне. Одна из таких важных и уже принятых мер защиты - введение утилизационного сбора.