С первого просмотра "Операции "Арго" ясно: от фильма к фильму из актера Бена Аффлека вырабатывается крупный режиссер. На второй просмотр надо еще отважиться: переживание такой силы в кино испытываешь редко. Подчеркиваю: переживание, а не содрогание от ужаса, неловкости, отвращения или гадливости, на что так охоче "шоковое кино". Никаких шоков. Только "эффект присутствия" там, в раскаленном Иране, где орущие толпы сметают все вокруг - стены, людей и здравый смысл. Только неистовое желание вырваться из этого ада. Только трагедия человека в кольце ненависти.
"Операция "Арго" опровергает убеждение в том, что жизнь - лучший драматург. Все наоборот - жизнь худший из драматургов: она изобретает сюжеты, которым поверить невозможно. Но верить приходится: в основе фильма реальные события, они были на многие годы засекречены и обнародованы относительно недавно. Действие происходит в ноябре 1979 года, когда в Тегеране бушующие толпы ворвались в посольство США и захватили более 50 заложников. Шестеро сотрудников сумели ускользнуть незамеченными и укрыться в единственном посольстве, которое пошло на риск, - канадском. Убежище опасное и временное: все равно найдут, и тогда беглецов вместе с теми, кто им помогал, ждет незавидная участь. Обреченных на пытки и смерть нужно вызволить в кратчайшие сроки. И начинается очередное "спасение рядового Райана". ЦРУ обращается к своему лучшему спецу по "эвакуациям" Тони Мендесу, и тот предлагает невероятный по дерзости проект: Голливуд запустит фэнтези о приключениях на неведомой планете, журналы будут печатать захватывающие материалы о новом хите, съемочная группа - искать подходящую натуру, ее заинтересует Иран - и шестеро посольских, выдав себя за киношников, по фальшивым паспортам вырвутся из подступающего ада.
Проект, по безумию не имеющий себе равных, в него мало кто верил. Но он был осуществлен и завершился успехом: люди спасены. Это, напоминаю, сюжет не фильма, а жизни, так что развязку мы знаем еще до просмотра картины. Мне это знание поначалу даже мешало: казалось, что кино, как комикс, иллюстрирует цепь событий. Сомнение быстро пропадает, сменяясь редким по мощи саспенсом. Аффлек предельно спрессовывает время, и опытный зритель понимает, что здесь пошла уже авторская фантазия: к финалу счет идет на доли секунды, и спасительный "Боинг" оторвется от взлетной полосы в миг, когда все уже, кажется, кончено, люди и в самолете, и в кинозале боятся дышать. Но ведь именно так, вероятно, и чувствует себя человек, когда жизнь висит на волоске. И вот чудо настоящего кино, вот "волшебная сила искусства": я же знаю финал, но волнуюсь так, будто это за мной гонятся остервенелые полицаи и моя жизнь зависит теперь только от везения!
Никакие спойлеры тут не испортят песню - так крепко, так восхитительно круто, так мастерски сделано. Аффлек заложил спойлер уже во вступительном тексте, вступил с ним в неравный бой и победил с сухим счетом.
Документальность основы подчеркнута документальностью стиля. Чтобы придать фильму вкус достоверности, режиссер даже поселил своих актеров в декорации "дома посла": целую неделю они были изолированы от внешнего мира и жили в антураже тех лет - без мобильников, компьютеров, Интернета и любой электроники нового века, зато читая журналы, слушая пластинки и читая книги 70-х.
Оттачивая до совершенства свой "высокооктановый" триллер, Аффлек успевает сыграть в нем главную роль. Признаться в любви-ненависти к Голливуду - всесильному, циничному, расчетливому и сентиментальному. Спародировать аляповатые фильмы-комиксы. Выразить свое отношение к государственной бюрократической машине, способной и героически вытаскивать своих из бездны и топить их согласно вполне коллегиальной глупости. И воспеть героя-одиночку, который независимо от всего этого делает свое дело, рискуя тем, что никогда больше не увидит близких. Аффлек никого не идеализирует: заложников спасло то самое ЦРУ, которое в 50-е годы помогло воцариться в Иране кровавому шаху, об этом нам бесстрастно напоминают в начале фильма. Но в трудную минуту страна готова сплотиться, чтобы прийти на помощь попавшим в беду соотечественникам, - фильм естественно, без нажима патриотичен. В нем иногда есть перебор по части патетики, но она выстрадана, она заслуженна, в ней чувствуются счастливые слезы, и ее легко прощаешь.
Судьба картины в "оскаровской" гонке, думаю, будет счастливой: она о том, что Голливуд способен не только на компьютерные, но и на реальные подвиги. Она о братской солидарности двух стран. Она - о реальных героях, которые делают историю Америки и мира. И это один из самых "зрительских" фильмов года: с первых дней мирового проката он уверенно возглавил топ-десятку лидеров.
Читайте также: Бен Аффлек: Прежде чем увлечься актерством, я учился в солидном колледже по специальности "Ближний Восток"