...Возможно, Владимир Панченко надеялся на то, что его пожалеют. Он вне всяких сомнений - несчастный больной человек. Хроническое заболевание почек в пятой стадии. Проходит лечение на аппарате "искусственная почка" - мучительная, но при этом - жизненно необходимая процедура. Говорят, гемодиализ, без которого почечным больным не выжить, переносится очень тяжело. Кроме всего прочего, больные страдают от кожного зуда, от которого хочется лезть на стенку. Недаром в отделении гемодиализа есть психолог: пациенты этого отделения нуждаются в поддержке, каждый из них - в длительной психотравмирующей ситуации. Возможны любые срывы. Срыв Владимира Панченко едва не погубил несколько человеческих жизней.
Всего этого, возможно, не произошло, если бы Панченко в юности не отслужил в морской пехоте - воевать его научили. Или не будь у него друга-"афганца". Друг умер от туберкулеза, а в наследство от него осталась боевая граната. Владимир Панченко хранил ее, по собственному признанию, "на всякий случай".
Случай морпеху представился. Утром четвертого августа прошлого года эта самая осколочная РГД-5 взорвалась под машиной врача Натальи Пикаловой, едва она тронулась с места. Женщина осталась жива только благодаря счастливому стечению обстоятельств.
- Граната была укреплена в максимальной близости к бензобаку, - рассказал "РГ" гособвинитель Дмитрий Вдовин. - По мнению эксперта, допрошенного в суде, это 90-процентная гарантия того, что машина сдетонирует и сгорит, а человек в ней погибнет. Кроме того, автомобиль был оснащен газовым баллоном - если бы он взорвался, пострадала бы не только машина, но и дома рядом с парковкой. К счастью, взрывом не задело ни бензобак, ни газовое оборудование.
Еще одно счастливое совпадение - в то утро сын Натальи Пикаловой не сидел, как обычно, на заднем сиденье маминой машины; он накануне остался у бабушки.
Думал ли 24-летний работник СТО Игорь Прудников, который ночью по "заказу" Панченко устанавливал гранату под днищем иномарки врача, о возможных последствиях? По его словам, переживал. Но, видимо, не очень. Тем более что получил за это поручение 50 тысяч рублей. И купил себе "восьмерку" - вот это удача. "Провернул одну тему, с деньгами теперь проблем не будет", - хвастался подруге. "Тема" - уничтожить женщину и, возможно, ее ребенка... И гордо разъезжать потом на купленных "Жигулях".
Возможно, ни Игоря Прудникова (присяжные также сочли его виновным и не заслуживающим снисхождения), ни Владимира Панченко никогда не заподозрили бы в этом преступлении. Но у пациента была цель - "уволить" Наталью Пикалову, которая не связала покушение с собственной профессиональной деятельностью и продолжала ходить на работу. Поэтому спустя полтора месяца Игорь Прудников по просьбе Панченко начал ей звонить. "Из-за тебя у меня умер родственник". "Заказывай гробы себе и сыну". "Сейчас твоя хата загорится"...
Эти звонки правоохранительные органы отследили, хотя Прудников каждый раз покупал телефон и сим-карту, оформленную на другого человека.
В конце концов Панченко своего добился - когда Наталья Пикалова узнала, кто организовал подрыв ее машины, ушла в другую больницу. Не смогла остаться в том отделении, где он лечится до сих пор. "Стало вам после этого лучше?" - спрашивали в суде у Владимира Панченко. "Нет", - отвечал пациент.
...Он лечится в отделении гемодиализа облбольницы с 2004 года. Наталья Пикалова заняла должность заведующей в 2010-м. Тогда же Панченко стало хуже - "ломало", по его признанию, после каждой процедуры. По его словам, Наталья Пикалова отказала ему, когда он просил поставить на аппарат гемофильтры, купленные им самим, - мол, не положено. Вот он якобы и хотел припугнуть ее, чтобы на ее место пришел "ответственный специалист".
Не исключено, что в этой истории с покушением не обошлось без чужого влияния. Больными с надломленной психикой легко манипулировать. Наталью Пикалову на руководящей должности сменила лечащий врач Владимира Панченко. Ее допрашивали в суде, и она первым делом заявила, что Наталья Пикалова "сама виновата".
"Они воюют, а я между ними", - обронил в последнем слове Владимир Панченко.
Но дело, конечно, не в маленькой войне за должность завотделением. Покушение на врача, если отвлечься от деталей, - отвратительная изнанка ситуации, в которой существуют почечные больные в регионе. "Мы не хотим умирать тихо - мы будем умирать громко", - говорит Марина Лебедева, представитель межрегиональной общественной организации "Нефро-лига" в Новосибирской области.
Эта ее страшная фраза - конечно, не о Владимире Панченко. Это в целом. По словам Марины Лебедевой, Наталья Пикалова была скорее приятным исключением среди медиков - как могла, сопротивлялась тому, что в больницы поставляли некачественные и дешевые расходные материалы для диализа ("Нефро-лига" боролась с этим явлением по всей стране, и Новосибирск не был исключением). "Но в целом врачи продолжают относиться к нам так - зачем тратить деньги на этих смертников?" - с горечью констатирует Марина Лебедева.
По ее словам, в Новосибирской области до сих пор не принята комплексная программа развития нефрологической службы - несмотря на обещания ее принять, которые власти дают из года в год. Больные стоят в очереди на жизненно необходимый им гемодиализ. По официальным данным, в очереди 120 пациентов, по данным Марины Лебедевой, нуждающихся в разы больше. Оборудование буквально работает на износ, больных принимают в три смены. В области необходимо строить новые центры гемодиализа, решать вопрос с транспортировкой пациентов из отдаленных районов, но проблема, как утверждает Лебедева, "замыливается". И когда-нибудь выйдет из-под контроля, если не принимать грамотных управленческих решений.
Остается добавить, что о наказании, которое в итоге получит пациент-"заказчик", станет известно на заседании суда, назначенного на 12 ноября.