27.10.2012 08:47
    Поделиться

    На Чукотке открылась выставка "Крылья Победы"

    Экспозиция организована в музейном центре "Наследие Чукотки" Анадыря при поддержке департамента образования, культуры и молодежной политики правительства Чукотского автономного округа.

    Она посвящена 70-летию начала перегона самолетов по авиатрассе Аляска - Сибирь в годы Великой Отечественной войны по договору ленд-лиза между СССР и США.

    - Выставка всесторонне раскрывает основные направления деятельности трассы Аляска - Сибирь, ее значение для приближения Победы, - отметила директор музейного центра "Наследие Чукотки" Ольга Расторгуева.

    Посетителям представлены модели самолетов, личные вещи участников легендарного перегона. Уникальные фотографии и документы демонстрируют героизм летчиков и напряжение всех сил тружеников тыла - строителей авиатрассы. Создание эмоционального впечатления дополнено показом деталей разбитых самолетов, воспоминаниями участников перегона и строителей трассы.

    В октябре 1941-го Госкомитет обороны принял решение об организации доставки самолетов из США в СССР по воздуху. Из нескольких маршрутов был выбран путь через Берингов пролив, центральные районы Чукотки и Якутии до Красноярска. В СССР было построено 16 аэродромов, в США и Канаде - 15. В мирных условиях на строительство трассы потребовалось бы до пяти лет, в условиях военного времени от ее проектирования до ввода прошло десять месяцев. На чукотском участке трассы в 1942 году были введены в эксплуатацию базовый аэродром в Уэлькале и запасной - в Марково, в 1943-м - Омолон (Кегали) и Анадырь, в 1944-м - Танюрер и Чаплино.

    Перегоночная авиадивизия была сформирована летом 1942 года. Ее командиром и начальником трассы стал полковник Илья Мазурук - полярный летчик, Герой Советского Союза. Штаб дивизии и управление воздушной трассы располагались в Якутске. Трасса от Фэрбанкса до Красноярска была разделена на пять этапов, на конечных пунктах которых самолеты передавались летчиками по эстафете.

    Седьмого октября 1942 года группа из семи истребителей вылетела из Фербенкса, и в тот же день в Марково приземлилась первая группа из 12 бомбардировщиков. Прибыв в Красноярск 16 ноября, самолеты сразу были отправлены на Сталинградский фронт. Превосходство там немцев в воздухе вскоре было ликвидировано поставками американских боевых самолетов.

    Всего по трассе было доставлено 7908 самолетов. Кроме того, выполнялась перевозка грузов и пассажиров, дипломатических работников и почты, летали послы СССР в США Максим  Литвинов и Андрей Громыко, Патриарх Всея Руси Алексий, вице-президент США Генри Уоллес.

    В 1945 году, когда поставки авиатехники из США по маршруту Фербенкс - Красноярск прекратились, перегоночная авиадивизия была расформирована, напоминают историки.
    Между тем выставка будет работать в музейном центре "Наследие Чукотки" до начала декабря.

    Поделиться