Минтранс усилит нормы безопасности грузовых автоперевозок

В 60 процентах случаев грузовой транспорт находится в "сером" сегменте рынка и, как следствие, не соблюдает установленные нормы обеспечения безопасности перевозок, констатировал глава минтранса Максим Соколов.

По данным ГИБДД МВД России, в стране зарегистрировано более 5,5 млн грузовых автомобилей, в том числе 300 тыс. авто, предназначенных для перевозки опасных грузов, более 900 тыс. автобусов, из которых 320 тыс. - лицензируемые. Все эти цифры свидетельствуют о необходимости усиления норм обеспечения безопасности перевозок, отметил он. В большинстве случаев для перевозок пассажиров используются подержанные автобусы, находящиеся в эксплуатации более семи лет. Существующая процедура конкурсного отбора на маршрутную сеть позволяет мелким перевозчикам с устаревшим автопарком на законных основаниях предоставлять автотранспортные услуги населению, сообщил министр.

Немаловажную роль играет и человеческий фактор при перевозках, в том числе происходят аварии из-за того, что водитель грузовика заснул за рулем. Но с 1 апреля 2013 года вступают изменения статьи 11.23 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), связанные с ответственностью за нарушение установленного режима труда и отдыха водителей, осуществляющих международные перевозки пассажиров и грузов. Оснащением транспортных средств тахографами займутся специальные сервисные центры, допуск которых производится минтрансом.

Для упорядочивания данной процедуры ведомство уже разработало специальный порядок. По состоянию на конец лета этого года минтрансом согласован перечень из 242 сервисных центров по техническому обслуживанию тахографов. Обучено и обеспечено карточками контролера более 200 сотрудников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и 100 сотрудников ГИБДД. Ведется обучение механиков в том числе с использованием открытых видеоконференций в сети Интернет. На базе отраслевого НИИ автотранспорта открыт специальный учебно-тренинговый центр, который оказывает методическую помощь регионами России для открытия там аналогичных центров.

Развивается сфера производства контрольных устройств в Российской Федерации. В настоящее время три российских производителя наравне с европейскими приступают к серийному производству тахографов.

Минтрансом выполнена и ведется работа по разработке нормативных правовых актов, предусматривающих обязательное оборудование транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров, опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Что очень важно, проводится работа по созданию системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС" на базе многофункциональных приемных устройств отечественного производства.

Еще одним важным аспектом для коммерческого транспорта может стать внедрение в парк компаний электромобилей. По словам замминистра транспорта Николая Асаула, в европейских странах производители электромобилей пользуются государственной поддержкой - в ряде стран Европы и покупателю электромобиля государство компенсирует разницу между стоимостью автомобиля с двигателем внутреннего сгорания и электромобиля. В Великобритании, Франции, Испании и других государствах Европейского союза предоставляются налоговые льготы на покупку электромобилей. В Германии правительство дополнительно рассматривает возможность освобождения покупателей электрических машин от уплаты транспортного налога, а также специальные льготы при покупке электромобиля.

По мнению замминистра, применение электрической энергии на транспорте нацелено на улучшение экологических показателей и сохранение топливно-энергетических природных ресурсов. В крупных российских городах вредные выбросы от автомобилей составляют 80% от общего загрязнения атмосферы, а в масштабах страны эта цифра достигает 40%.

Николай Асаул сообщил, что в России рынок электромобилей и подзаряжаемых гибридов только начинает свое развитие. С мая 2011 года в Москве и Московской области было открыто 28 зарядных станций. "Для дальнейшего развития данного рынка необходимо снижение цены на электромобили и создание развитой сети станций, обеспечивающих в течение нескольких минут быструю зарядку аккумулятора", - отметил замминистра.

По его мнению, выход электромобильного транспорта на "проектную мощность" невозможен без формирования целостной и многоаспектной системы государственных мер, сочетающей стимулирование, разрешения, запреты и ограничения. "Широкое распространение электромобилей возможно только при государственной поддержке, которая должна быть направлена не только на потребительский сектор, но также стимулировать производство электромобилей и создание инфраструктуры электрического транспорта, прежде всего сетей зарядных станций. Речь идет о системе налоговых, бюджетных, таможенных стимулов, которые должны сделать данный вид транспорта комфортным и доступным для потребителя, а производство электромобилей в России выгодным бизнесом", - подчеркнул Николай Асаул.

Производители же готовы выпускать на территории России коммерческий транспорт на "батарейках". Но для этого им потребуется рынок сбыта, чтобы грузовик по цене не отличался от бензинового аналога. Стоимость экологически чистого грузовика может сравняться с традиционным, если выпускать по 500 "зеленых" авто в год, отмечают эксперты.

Комментарий

Ари Хендрикс, генеральный директор компании "ДАФ Тракс Рус":

- Наша компания одной из первых среди европейских производителей грузовиков в 2011 году начала серийный выпуск модели (DAF LF 45.160 Hybrid), оснащенной силовой установкой, представляющей собой параллельный гибрид, состоящий из дизеля и электромотора, которые могут работать как по отдельности, так и совместно. Экономия горючего и снижение выбросов СО2 у этого 12-тонного грузовика колеблется от 10 до 20% в зависимости от режима работы.

Мы внимательно следим за российским рынком продаж грузовой техники. Сейчас он стремительно развивается, и вместе с его ростом увеличивается спрос на продукцию западноевропейских производителей. Если в 2011 году в сегменте тяжелых грузовиков было зарегистрировано 26 тыс. "европейцев", то в 2015 году, согласно нашим прогнозам, их количество превысит 36 тыс. Более того, мы уже наблюдаем значительный рост: российский рынок на этот год оценивается в 32,5 тыс. грузовых авто европейских производителей.

Если оценивать наши позиции на российском рынке в 2011 году, то мы реализовали более 1,5 тыс. грузовиков. В результате доля компании в сегменте западноевропейских брендов составила 6,9%. В 2012 году компания поставила цель увеличить долю рынка до 10%. Этих показателей удалось достичь и даже превысить уже в августе, когда в РФ было зарегистрировано более 2,7 тыс. грузовиков DAF грузоподъемностью свыше 16 тонн.

У компании большие планы по дальнейшему расширению присутствия на российском рынке. В качестве "ответа" утилизационному сбору мы выводим на рынок программу повышения эффективности грузоперевозок ATe (Advanced Transport efficiency) DAF - специальные версии тягачей популярных моделей CF85 и XF105 с усовершенствованными техническими характеристиками для обеспечения максимальной эффективности грузоперевозок и экономии топлива при минимальном воздействии на окружающую среду. Новые грузовики уже получили отличные отзывы в Европе за снижение расхода топлива до 9%. Благодаря этому сокращаются общие эксплуатационные расходы.