На пермском предприятии ЗАО "Сибур-Химпром" Дмитрий Медведев открыл вторую очередь производства вспенивающегося полистерола. Благодаря этому объем его выпуска достигнет 100 тысяч тонн в год. Материал производится по австро-норвежской технологии и предназначен для производства энергоэффективной строительной теплоизоляции, несъемной опалубки, упаковки бытовой техники, продуктов питания. Объем инвестиций в создание производства превысил 4,1 миллиарда рублей, а общие инвестиции в проекты компании по созданию стирольной цепочки (производство этилбензола, стирола и вспенивающегося полистирола) - 8,6 миллиарда рублей.
На совещании, посвященном мерам стимулирования проектировщиков и строителей к использованию новых материалов, которое Дмитрий Медведев провел в Перми, приняли участие заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, министр энергетики Александр Новак, министр регионального развития Игорь Слюняев, полпред президента РФ в ПФО Михаил Бабич, губернатор Пермского края Виктор Басаргин, представители профильных ведомств и крупного бизнеса.
- Только что мы участвовали в открытии новой очереди производства полимеров, - начал совещание премьер. - Сейчас поговорим о том, что нужно сделать, чтобы новые материалы активнее использовались в строительных технологиях. С этим у нас проблемы есть, и об этом все участники совещания знают.
Председатель правительства напомнил, что обеспечить потребности отечественного строительного комплекса можно только за счет внедрения новых мощностей. Медведев привел конкретные цифры: за 9 месяцев текущего года производство цемента выросло на 11 процентов, линолеума - на 12 процентов, плитки - на 8.
- Это значит, что рынок востребует эти продукты, - считает Дмитрий Медведев. - В прошлом году было введено в строй 400 производственно-технологических линий.
По словам председателя правительства РФ, в жилищном строительстве необходимо использовать энергоэффективные современные материалы. К примеру, только что запущенный в производство вспенивающийся полистирол, используемый в качестве изоляции, способен снизить расход энергии до 40 процентов.
- Очень часто мы отапливаем улицу, платим за это из своего кармана, - говорит Медведев. - В России на 1 тысячу квадратных метров расход энергии составляет почти 20 тонн в нефтяном эквиваленте. А в других странах с сопоставимым климатом - в Норвегии, Дании, Швеции - этот показатель в 2 раза меньше. Это тот уровень, к которому мы должны стремиться. К 2016 году мы должны снизить потребление тепловой энергии на 30 процентов, к 2020 году - на 40 процентов.
Кроме вопросов стимулирования производств к переходу на энергоэффективные материалы, совещание было посвящено вопросам разработки технологической дорожной карты по созданию, сертификации и стандартизации новых строительных материалов. По словам Медведева, они к тому же должны быть по преимуществу отечественными и современными.
К примеру, был продемонстрирован образец нового материала, используемого при строительстве дорог - "полимер битум вяжущий". Он позволяет увеличить в два раза срок службы дорог - с 6 до 12 лет. В Европе в дорожном строительстве этот материал занимает в общем объеме применяемых стройматериалов 10 процентов, в Польше - более 20 процентов, в Канаде - 50. В России - менее одного процента. "Полимер битум вяжущий" (ПБВ) производится в России в объеме 50 тысяч тонн в год при потребности почти в один миллион тонн.
- Почему объемы потребления ПБВ растут не так быстро: во-первых, консерватизм и приверженность старым подходам, старым материалам у проектировщиков, - объясняет Александр Дюков, генеральный директор ОАО "Газпромнефть". - Эту проблему пытаемся решить совместно с Минтрансом, с Росавтодором, занимаемся просветительской деятельностью. Во-вторых, мешает несовершенство нормативной базы. Приоритетом должна стать не стоимость строительства дорог, а стоимость обслуживания, ремонта и содержания, то есть необходимы "контракты жизненного цикла". Кроме того, нужно продолжать работу по стандартизации. Проектировщики не могут внести ПБВ в проектную документацию. Те, кто использует этот материал - один процент, делают это на своем энтузиазме. Потому что его применение в строительстве требует дополнительных согласований в Минэкономразвития и Главэкспертизе.
- Комплекс нормативно-технических документов недостаточно проработан, - вторит Денис Мантуров. - Стандарты необходимо гармонизировать.
Руководители федеральных министерств - промышленности, экономического развития, регионального развития - дружно подняли тему актуализации ГОСТов и СНИПов, что, по их мнению, станет стимулом для строителей применять новые материалы. В одних ГОСТах необходимо повысить требования к качеству ПБВ, в других - конкретизировать условия, при которых необходимо этот материал использовать.
- Проблема корректировки ГОСТов, СНИПов утомляет, - откликнулся Дмитрий Медведев. - Мы этим занимаемся постоянно, а ощущение, что воз и ныне там. Ощущение, что сидим в 1986 году: этот ГОСТ откорректировать, этот… У нас не плановая экономика. Почему не работает система самоочистки нормативной документации? Так мы очень долго будем создавать современную экономику. Значит, мы не делаем того, что должны делать. У меня большое удивление по поводу того, что мы обсуждаем. Невозможно себе представить такую ситуацию в Евросоюзе: что требовалось бы поменять нормативы, и ничего бы не менялось. И сидели бы евробюрократы и думали: будем менять - не будем менять…
Также председатель правительства страны дал распоряжение в течении шести месяцев с момента проведения этого совещания - то есть к первому мая будущего года - доложить ему о создании критериев для определения цены и стоимости всего жизненного цикла строительных объектов.
Возможный выход из тупика - подключение к решению проблем обновления нормативной базы саморегулируемых организаций. По словам Медведева, сегодня эти полномочия находятся в руках государства "не потому, что чиновники хотят рулить, а потому что отдать некому".
- Это вопрос самоорганизации бизнеса и доверия государства саморегулируемым организациям, - отметил премьер-министр РФ. - Это дорога со встречным движением: нужно идти навстречу друг другу.
По итогам совещания Медведев пришел к выводу, что при обсуждении этой темы - механизмов, которые стимулировали бы и производителей, и заказчиков, и проектировщиков использовать новые материалы, "разговор идет по кругу", "движение идет в противоположных направлениях" и "общей картинки не складывается".
- Необходима договоренность между бизнесом и СРО - теми, которым государству не страшно отдать эти полномочия, которые способны отвечать за свои решения, - и государством.
Медведев ответил и на не раз прозвучавший упрек в закрытии отраслевых НИИ, из-за чего, по мнению бизнесменов и чиновников, невозможно разрабатывать и внедрять новые технологии. Как заверил премьер, прежних НИИ не будет - тогдашняя система, по его словам, была неэффективна. А фундаментальные исследования должны проводиться по договоренности между бизнесом и государством.
О проблеме сертификации материалов Медведев "услышал".
- Нужна ли она в том виде, в каком была? Прежнюю сертификацию возрождать не будем, - говорит он. - Она нужна, но в каких объемах? Контрафактный "кривой" цемент - не нужен, но нужна сертификация материалов, которая не ударит по интересам бизнеса.
Виктор Басаргин, губернатор Пермского края:
- Хочу поблагодарить Дмитрия Медведева, что для обсуждения такой серьезной темы выбран Пермский край. Тем более что перед нами стоит задача - удвоить темпы жилищного строительства, чтобы выйти на среднероссийский уровень. Ситуация в крае непростая: 50 предприятий по производству строительных материалов, и только половина из них прошла модернизацию и готова применять новые продукты. Остальные работают на старых технологиях.
Проблема в том, что строительный комплекс не восприимчив к новым стройматериалам. Начиная с подготовки специалистов, у нас ничего не сориентировано на новые строительные материалы. "Кнауф" - единственная компания, которая выпускает методическую литературу по своим материалам. В вузах такая литература практически не применяется. В вопросах техрегулирования, которыми занимается государство, нет единого центра. Этими проблемами занимается и Минрегон, и Минтранс, МЧС, Роспотребнадзор, Ростехнадзор - нет единого центра. Есть альтернатива: когда организация разрабатывает свой стандарт. Но при этом он не попадает ни в один СНИП.