Фестиваль длится всего девять дней, как вам удалось уместить в этот отрезок 19 концертов, две выставки и 17 мастер-классов?
Лидия Волчек: Событие такого масштаба, как 150-летний юбилей старейшего музыкального вуза России, случается только раз, и 200-летний юбилей консерватории ее нынешние профессора и сотрудники вряд ли застанут. Поэтому при организации фестиваля в этом году нам хотелось сделать его еще более ярким, масштабным и разнообразным, чем предыдущие одиннадцать. Наш фестиваль всегда был большим и развивался по нескольким направлениям: концертному, научно-практическому, художественному. Безусловно, вместить это в неделю или в девять дней, как в этом году, трудно - в программе есть дни, когда одновременно идут четыре концерта в разных залах. Это действительно музыкальный форум, который консерватории не удалось бы организовать без поддержки министерства культуры, комитета по внешним связям Санкт-Петербурга, дипломатических представительств и институтов культуры стран, которые представлены на фестивальной афише.
Фестиваль ориентирован не только на профессионалов, но и на любителей музыкального искусства и даже на тех, кто привык считать академическую музыку непонятной или недоступной. Конечно, презентация сборника "Лия Зелихман, Моисей Хальфин: страницы жизни в документах, статьи, воспоминания" 5 ноября заинтересует, прежде всего, студентов и профессоров консерватории. Есть программы, в которых сочетаются классические сочинения, музыка в стилях "этно" и "кроссовер", которая находится на стыке академических и эстрадных жанров. Будет звучать и джаз, нехарактерный для академической сцены консерватории. Мы всегда старались заинтересовать и привлечь студенческую аудиторию. Все годы существования фестиваля мы стремились донести до учащейся молодежи то, что происходит в консерваторском доме на Театральной, 3. Ведь когда человек учится, он открыт для всего нового, для новых интересов и впечатлений. Джаз, кроссовер, этно - своего рода "манки" для молодых. Музыка должна быть всегда интересной и качественной, пробуждать в слушателе яркие эмоции, а в каком жанре она написана - не столь важно.
Но ведь у студентов на фестивале есть еще привилегии?
Лидия Волчек: Да, на концерты в Большом и Малом залах консерватории в рамках фестиваля студенты всех вузов могут пройти бесплатно, предъявив студенческий билет. Недавно на концерте в Глазуновском зале университетские слушатели спросили, не боюсь ли я, что нам разнесут зал. К сожалению, я слишком хорошо знаю, как мало сегодня молодых лиц во всех концертных залах города. Мы, конечно, рассчитываем на интерес студентов к фестивальным концертам, но готовы и к тому, что этот интерес будет довольно ограниченным. Если же, напротив, случится "переаншлаг", мы готовы открыть двери в фойе, поставить дополнительные стулья и банкетки, позволить желающим сидеть на дорожках в проходах. Другие концертные залы нашего города на это, конечно, пойти не могут - это коммерческие учреждения, им важна выручка от продажи билетов, и пока они не готовы пускать студентов бесплатно. Но большая часть концертов пройдет на сцене консерваторского Малого зала, и мы хотим дать возможность студенческой молодежи увидеть одну из красивейших концертных площадок Санкт-Петербурга и один из лучших камерных подиумов Европы.
Расскажите об участниках: кто они, откуда?
Лидия Волчек: В этом году мы вставили в программу блок под названием "Alma Mater посвящается" с участием трех замечательных дирижеров - выпускников нашей консерватории: 2 ноября в Малом зале фестиваль откроется сочинениями Лядова, Прокофьева и Шостаковича в исполнении Симфонического оркестра студентов Санкт-Петербургской консерватории. Солистом будет лауреат международных конкурсов Мирослав Култышев, а за дирижерский пульт встанет широко известный выпускник консерватории Василий Синайский, главный дирижер Большого театра России и оркестра Мальме, главный приглашенный дирижер Симфонического оркестра ВВС (Великобритания). Третьего ноября на сцену выйдет маэстро Валерий Гергиев с Симфоническим оркестром Мариинского театра. В этот вечер ему будут торжественно вручены диплом и мантия Почетного профессора Санкт-Петербургской консерватории. Десятого ноября, уже на закрытии фестиваля, будет дирижировать Семен Бычков - почетный приглашенный дирижер оркестра Королевской академии музыки в Лондоне, постоянный приглашенный дирижер Берлинской и Венской филармоний, театра "Ла Скала", Королевского оперного театра "Ковент-Гарден" и "Метрополитен-опера". Прозвучат "Песня судьбы" для хора и оркестра Брамса и Симфония № 7 "Ленинградская" Шостаковича. Разумеется, выйдет на сцену и "хозяин" фестиваля - ректор консерватории Михаил Гантварг. Четвертого ноября вместе с ним в программе выступит еще одна наша выпускница - пианистка Анна Балакерская, теперь профессор Университета Джона Мейсона (США). В этой программе мы представим также профессора Парижской консерватории, одного из лучших исполнителей Дебюсси Алена Планеса.
Есть ли новые имена в программе фестиваля?
Лидия Волчек: Фестиваль всегда был нацелен на новые имена. И этот год - не исключение. Например, третьего и четвертого числа состоятся концерты, в которых будут выступать студенты и аспиранты консерватории, которым мы прочим яркую музыкальную карьеру. В фестивале в этот раз представлены пять оркестров, два из них играют в концерте "Оркестровые академии" 4 ноября: Оркестр русских народных инструментов под управлением Вячеслава Глазунова и Молодежный симфонический оркестр из Испании, который впервые приезжает в Петербург. Испанских музыкантов также можно будет послушать в большом концерте в Смольном соборе третьего числа. Пятого ноября в программе "Хоровые академии" выступят два хоровых коллектива: Хор студентов Санкт-Петербургской консерватории под руководством Валерия Успенского и Камерный хор Смольного собора под руководством Владимира Беглецова. В конце вечера два этих коллектива объединятся в один огромный хор, чтобы исполнить известную хоровую музыку в неожиданной трактовке - это будет сюрприз для зрителей.
Шестого ноября в рамках программы "Все флаги в гости" выступят исполнители из Петербургской консерватории, Высшей школы музыки Любека, польского Университета имени Казимира Великого и Бразильской консерватории в Рио-де-Жанейро. Это необычный концерт, ведь за один вечер можно услышать не просто разных солистов, а разные национальные исполнительские школы. Представляете, какая там энергетика? К тому же выступят два профессора Высшей школы Любека (Германия), которые сыграют на органе и соло, и в четыре руки, что услышать в наших залах можно нечасто. От бразильского виолончелиста Дэвида Чью мы ожидаем, особенного, приближенного к национальным источникам исполнения "Бразильской Бахианы" Вилла-Лобоса.
Седьмого ноября настанет очередь израильской музыкальной школы: Академия музыки имени Самуэля Рубина представит авторскую транскрипцию "Петрушки" Стравинского для фортепиано в четыре руки. Во втором отделении этого концерта в рамках "Американского сезона" выступят профессора и воспитанники Колледжа изящных искусств Государственного университета из города Вичита, (Канзас, США). Будет звучать американская, русская, английская музыка. Камерный оркестр Suprima исполнит Простую Симфонию Бриттена. Этот коллектив существует всего два года, молодые музыканты впервые приезжают в Россию, и нам интересно посмотреть на их успехи, которые уже отмечены доброжелательной музыкальной критикой.
Насколько нам известно, в программе особо отмечен Год Германии в России.
Лидия Волчек: Да, в рамках Года Германии в России у нас состоится отдельный концерт 8 ноября, в котором будут представлены пять высших школ музыки Германии: из Вюрбцрга, Эссена, Штутгарта, Ростока и Кельна. Своего рода панорама немецкой музыкальной культуры. Приедут два самых авторитетных исполнителя жанра немецкой песни профессора Шене и Берндстен, известный фортепианный дуэт Ханс-Петер и Форкель Штенцли, а также один из самых популярных инструментальных ансамблей Германии - квинтет саксофонов Alliage, на который мы "охотились" два года. Из Университета Эссена профессор Хоулдинг, уроженец Великобритании, привезет квартет тромбонов, в котором играют его студенты из Японии, Кореи и Турции. На фоне всемирной музыкальной глобализации особенно символично, что немецкий Университет Фолькванг представляют не немецкие музыканты, а представители четырех других стран.
Вы говорили о том, что на фестивале можно будет услышать даже джаз?
Лидия Волчек: Да, это традиционный фестивальный концерт "Джаз на Театральной", но с необычными гостями. Вообще на академической консерваторской сцене звучание джаза весьма экзотично, и мы себе это позволяем нечасто - один-два раза в году. В этот раз мы пригласили известнейшую джазовую пианистку Анат Форт и перкуссиониста Яки Леви из Израиля. Анат давно завоевала нью-йоркскую сцену, а это в мире джаза значит очень много. Я уверена, что те, кто слышал хотя бы одну ее запись, ни за что не пропустят этот концерт. Кстати, в этот же день, 8 ноября, в Большом зале Филармонии состоится сольный органный концерт профессора Арвида Гаста из Любека.
Наверняка даже в такой пестрой программе есть "гвоздь" - концерт, который вы выделяете особо?
Лидия Волчек: Разумеется, у каждого фестиваля есть своя драматургия, и на "коду", как правило, оставляют самое интересное. Девятого ноября на сцене Малого зала выступит Московская консерватория. Для нас это весьма ожидаемый концерт, потому что приезжают очень яркие исполнители. Общеизвестно, что Московская и Петербургская консерватории - две сестры, созданные братьями Рубинштейнами, изначально и по сей день соперничают. Недавно в Москве с огромным успехом выступали Михаил Гантварг и Камерный оркестр под управлением Сергея Ролдугина, и вот ответный визит нанесут московские исполнители - народный артист России, пианист Александр Бондурянский, ансамбль Rusquartet и молодые, но уже признанные музыканты: Филипп Копачевский (фортепиано), Елена Корженевич (скрипка), Александр Парсаданов (контрабас).
Мы показываем не только известную музыку, но и премьеры, то есть то, чего никто раньше не слышал. В этот раз премьерную часть предпоследнего фестивального дня мы решили сделать немного ироничной. Консерватория - сложный и интересный "организм", в котором тоже иногда случаются сбои. Недаром в знаменитом скетче Михаила Жванецкого звучит: "Может быть, в консерватории что-то подправить?" Эта фраза и стала заглавием музыкально-юмористического вечера с участием Семена Альтова и Камерного оркестра консерватории. Для всех нас это эксперимент, и Семен Теодорович пошел на него очень охотно, когда услышал, что наши молодые композиторы Николай Мажара, Светлана Нестерова, Екатерина Блинова-Иванова и Антон Тононов будут писать музыку на темы его миниатюр. Концерт состоит из самих миниатюр Семена Альтова в исполнении автора и четырех музыкальных сочинений, которые прозвучат на сцене впервые и станут своеобразными музыкальными "отражениями" произведений известного петербургского писателя.
И, наконец, 10 ноября, как я уже говорила, прозвучит Ленинградская симфония Шостаковича, которую предварит "Песня судьбы" для хора и оркестра Брамса. Дирижировать хором и Большим симфоническим оркестром Консерватории в концерте-закрытии фестиваля будет Семен Бычков.
И все это время будут открыты две выставки?
Лидия Волчек: Они вместе с мастер-классами и открытыми репетициями вошли в параллельную, научно-практическую программу фестиваля. Обе выставки будут развернуты в фойе Малого зала имени Глазунова: "Автографы и экслибрисы в книгах, нотах и рукописях педагогов и выпускников Петербургской консерватории", посвященная зарождению международных творческих связей нашей Аlma mater, и "Петербургские художники - юбилею консерватории". Это традиция фестиваля - сопровождать концертную программу изобразительным художественным рядом, что делает атмосферу "Международной недели консерваторий" еще наряднее и праздничнее.