Участники круглого стола были единодушны в том, что для толерантного многонационального общества необходимо сохранение национальных традиций всех народов.
- Россия - сложное многоэтническое общество, от стратегии именно национальной политики зависит и экономическое и культурное развитие государства, - сказал доктор политических наук, академик Владимир Зорин. - Каждое общество ищет свою концепцию национальной политики. В США говорят об американской мечте, а в чем российская мечта. В дореволюционной России называли три составляющие развития страны: самодержавие, православие, народность. Сейчас надо искать стратегию, отвечающую современной ситуации.
Заместитель губернатора Забайкальского края Михаил Кутузов поделился опытом своего региона:
- Пятый год подряд мы проводим Спартакиаду народов Забайкалья, могу с уверенностью сказать, что спорт достаточно сильно сплачивает людей, помогает разрушить стереотипы, рождающие непонимание. Начинали с трех команд по мини-футболу. Наш губернатор, выбирал за какую команду ему играть и говорил: "Я наполовину русский, наполовину татарин, значит, могу играть и за команду русских, и за команду татар". Сейчас в нашей Спартакиаде принимает участие 11 команд 11-ти различных национальностей. Кроме мини-футбола у нас появилось много других видов спорта, в том числе и национальных единоборств, которые помогают сохранить самобытность каждого народа.
В Нижегородском университете имени Лобачевского на факультете международных отношений разработаны специальные программы, посвященные изучению особенностей культуры, политики, истории разных народов. Причем изучение это носит не только теоретический, академический характер, в большей степени это изучение практическое.
- С нашим факультетом сотрудничает и общество татарской культуры, и азербайджанская диаспора, и таджикская диаспора, и польское общество "Полонез", и армянская диаспора, - сказал профессор ННГУ Александр Корнилов. - На примере армяноведения я хотел бы показать насколько важно изучение культуры другого народа. На нашем факультете изучают армянский язык, литературный армянский язык. В группах не только армяне, много и представителей других национальностей. Эти ребята ездят на практику в Армению, знакомятся с работой различных министерств этой страны, собирают материалы для курсовых, дипломных работ и для диссертаций. Кроме этого ребята завязывают там деловые знакомства, это важно для их дальнейшей работы.
По мнению Александра Корнилова, подобные курсы помогают решить сразу две задачи: вырастить поколение, которое хорошо разбирается в культуре народа, живущего рядом, и при этом помочь сохранить национальную идентификацию армянам, которые родились и выросли на российской земле.
Участники круглого стола обсудили и вопрос о толерантности. По мнению большинства собравшихся, чем лучше разные народы, живущие в одном регионе, знают друг друга, тем выше уровень терпимости, тем меньше преступлений, совершенных на национальной почве.
- При этом толерантность - это не означает вынужденная терпимость, - считает Александр Корнилов. - Нельзя заставлять терпеть, надо чтобы люди друг друга уважали. К примеру, я уважаю еврея, потому что моим научным руководителем был еврей, я уважаю татарина, потому что это часть моей исторической родины по отцовской линии, я уважаю армянина, потому вникая в культуру этого народа, узнал много нового. Уважение должно быть к каждому народу, потому что каждый народ создал что-то свое, уникальное.