Сергей Лавров обвинил Запад в желании обострить ситуацию в Сирии

Россия прекращает поставки в Сирию средств ПВО по старым контрактам. Об этом сообщил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в интервью египетской газете "Аль-Ахрам". Текст интервью опубликован сегодня на сайте российского дипведомства.

На вопрос о том не способствует ли военная и политическая поддержка Сирии со стороны Москвы осложнению переговоров с оппозицией, Сергей Лавров дал понять, что "российско-сирийское военно-техническое сотрудничество всегда было направлено на укрепление обороноспособности Сирии перед лицом возможной внешней угрозы, а не на поддержку Башара Асада или кого бы то ни было еще".

"Основные вооружения были поставлены в САР еще Советским Союзом. В настоящее время мы завершаем выполнение ранее взятых на себя обязательств, связанных главным образом с поставками некоторых средств ПВО. Такой экспорт вооружений носит оборонительный характер и не противоречит никаким международным конвенциям", - отметил министр.

Напомним, сотрудничество РФ и Сирии в военно-технической отрасли оказалось в центре повышенного внимания после начала конфликта в Сирии. Кроме того, 10 октября власти Турции заставили совершить экстренную посадку в аэропорту Анкары сирийский пассажирский самолет, направлявшийся из Москвы в Дамаск.

Турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что в нарушение правил гражданской авиации самолет перевозил груз военного назначения. В свою очередь, комментируя тогда конфликт, Лавров заявил, что на борту самолета никакого оружия не было, на самолете находилось оборудование для радарных установок, перевозка которого не противоречит международным конвенциям в сфере гражданской авиации.

В интервью египетской газете Сергей Лавров также заявил, что Западу нужна грубая смена режима в Сирии военной силой, и оппозицию пытаются объединить именно на этой платформе.

"Во внутреннем конфликте в Сирии мы не поддерживаем ни одну из сторон, - подчеркнул министр. - Наши симпатии принадлежат сирийскому народу. Россия с самого начала выступает за скорейшее прекращение кровопролития и вооруженного насилия, откуда бы оно ни исходило, за мирное урегулирование кризиса самими сирийцами посредством широкого инклюзивного диалога".

По словам главы МИД, Москва неизменно осуждает "любые нарушения международного гуманитарного права в Сирии, в том числе совершаемые режимом". В этой связи министр добавил, что "многие другие внешние игроки безоглядно поддерживают вооруженную оппозицию и даже оправдывают совершаемые ею теракты".

"Непонятно, каким образом наши подходы, основывающиеся на международно одобренной платформе содействия урегулированию в Сирии, закрепленной в резолюциях 2042 и 2043 СБ ООН, Женевском коммюнике "Группы действий" от 30 июня, могут осложнять начало переговоров между властями и оппозицией, - отметил Лавров. - Россия, в отличие от многих других международных и региональных игроков, поддерживает контакты как с сирийским правительством, так и с широким спектром оппозиционных сил".

Министр отдельно подчеркнул, что Москва прилагает усилия к тому, чтобы "поощрить все сирийские стороны к переговорам, заставить их отказаться от ставки на военное решение, как и записано в принятом консенсусом Женевском коммюнике".

"Если другие внешние игроки искренне заинтересованы в его реализации на практике, то они должны поощрять именно межсирийский диалог, а не подменять его социальной инженерией, навязывая сирийцам состав некоего "правительства в изгнании", - убежден глава МИД. - В Женеве договорились не о создании подобных структур, а о побуждении правительства САР и оппозиции к формированию на основе обоюдного согласия переходного управляющего органа". "Поэтому не только мы, но и все другие участники женевской "Группы действий" должны работать со всеми сторонами, включая правительство, - подчеркнул Лавров. - Оно, кстати, в ответ на призыв "Группы действий" назначило своего переговорщика по вопросу о формировании переходного управляющего органа".

"Оппозиция отказывается назначать своих представителей, и наши западные коллеги ее в этом поддерживают, - обратил внимание министр. - Складывается все более четкое впечатление, что им нужен не согласованный самими сирийцами переход, а грубая смена режима военной силой, и именно на этой платформе они пытаются объединить оппозицию".

На вопрос о том, повлияла ли такая позиция России на имидж страны в арабском мире, Сергей Лавров подчеркнул, что при выстраивании внешнеполитической линии РФ неизменно ставит во главу угла приверженность принципам верховенства международного права и отказа от двойных стандартов.

"Такой ответственный подход России находит понимание и в мире, и в регионе, и среди сирийцев. Восприимчивость к нашей линии в сирийском кризисе начинают проявлять и те политические силы, которые ранее выступали с критикой действий Российской Федерации", - заключил министр.