В РФ малый бизнес за десять лет вырос на 37 процентов

В России действуют 2 млн 900 тысяч предпринимателей. За десять последних лет малый бизнес вырос на 37 процентов. Хорошая цифра, учитывая предшествовавший ей долгий период стагнации. Малый бизнес сосредоточился в основном в сфере услуг, общественного питания, его мало в строительном, производственном секторе, очень мало в сфере медицины и социальных услуг, в инновационной деятельности.

Наш путь в будущее десятилетие устремлен в изменение качества и облика малого бизнеса России. Ни в коем случае не хочу умалять значение и будущее торгового сектора, который должен приобретать все более цивилизованные формы. Мы категорически против того, что малых предпринимателей гонят с насиженных мест порой до завершения договора об аренде помещения или земельной площадки, как это было в Москве, Петропавловске-Камчатском, ряде других регионов. Мы выступаем за ответственное отношение к предпринимателю. Ведь это человек, идущий на большой риск. По сути своей малый бизнес - социальный, так как обеспечивает рабочими местами и себя, и окружающих.

Каким будет малый бизнес будущего? Будет ли он развиваться в производственном секторе, найдет ли он свое место в новых условиях локализации промышленности?

В ближайшие пять лет инвесторы, бросившие свои якоря в России, должны будут наладить производство компонентов, запасных частей в объеме 60 процентов от всей номенклатуры. Сейчас все вплоть до гвоздя, заклепки привозится из-за рубежа. Удел "нашего брата" в России частенько сводится лишь к работе отверткой. Так не должно быть, ситуацию надо менять. Уже сегодня есть спрос на такие малые предприятия, которые смогут быстро освоить новые и развивающиеся отраслевые ниши.

К 2020 году в России в малом бизнесе должно сосредоточиться не менее пятидесяти процентов трудоспособного населения России. Сегодня эта цифра составляет 25 процентов. То есть де-факто необходимо вдвое увеличить число малых предприятий. Причем за счет высокотехнологичных предприятий. Емкость рынка в той же торговле изменится. Будущее малого бизнеса - серьезные направления производственных услуг. В том числе и в IT-сфере. Кстати, по недавно опубликованному международному рейтингу Россия перешла с 26-го на 11-е место по вовлечению трудоспособного населения в IT-сферу. Наши кадры высоко ценятся на международном рынке. Мы можем запросто стать участниками мировых технологических цепочек. Конечно, это может повлечь за собой определенные государственные издержки. Но это правильные вложения - в минимальную стартовую поддержку, в создание необходимой инфраструктуры. В результате мы должны получить рост малого и среднего бизнеса в целом ряде отраслевых сегментов. Например, предприниматели из медицинского сектора оценили перспективу роста их сообщества в восемнадцать раз за предстоящие восемь лет. Сфера гостиниц и общественного питания может вырасти в восемь раз. Хлебопеки считают, что выпечку хлеба можно увеличить в стране в пять раз. То же самое касается и производственного сектора. И это лишь несколько примеров.

Сейчас российские отраслевые союзы работают над своими прогнозами. По какой траектории будет развиваться малый бизнес в различных нишах и что для этого нужно? Встретим ли мы понимание властей - местных, региональных, муниципальных, что надо сделать, чтобы добиться поставленной цели? Обо всем этом мы будем говорить на Форуме-съезде "ОПОРЫ России" 14 ноября.

Для решения задачи удвоения числа занятых в малом и среднем предпринимательстве необходимо реализовать дорожную карту для малого бизнеса до 2020 года. Можно эту карту назвать и стратегией, не это главное. Важнее, чтобы целью разрабатываемого документа стал системный анализ возможностей малого и среднего бизнеса в различных отраслях и регионах, разработка механизмов поддержки, которые позволят малому и среднему предпринимательству стать основой новой экономики.

В этой стратегии должны быть зафиксированы конкретные задачи по развитию малого и среднего предпринимательства с индикаторами по годам. С ключевыми точками роста, точками принятия решений. С пониманием планов развития малого и среднего предпринимательства в муниципалитетах.

Малый бизнес и муниципалитеты - одна из важнейших тем. К сожалению, сегодня муниципалитеты живут как бы сами по себе. Хотя малый бизнес - это местная экономика, это будущее благосостояние муниципалитетов, занятость, пополнение казны.

В стратегии должны быть учтены меры налогового стимулирования, развитие инфраструктуры, вовлечение в предпринимательскую деятельность широких слоев населения, развитие спроса на продукцию малого и среднего бизнеса и многое, многое другое.

Отраслевые стратегии должны стать частью общего документа.

Важно, чтобы мы перешли от просто мер поддержки малого бизнеса к по-настоящему системным действиям.