В документе учтены достижения системы образования Пермского края: школьники сдают ЕГЭ по всем предметам лучше, чем в среднем по стране, много внимания уделяется образованию одаренных детей и так далее. Но кроме академической "успеваемости" в региональной системе образования накопилось достаточно много фундаментальных проблем.
Концепция поможет за пять лет решить главные из них. Во-первых, до сих пор ресурсное обеспечение образования не соответствует задачам социально-экономического развития края. Во-вторых, не сформирована региональная система оценки качества образования, которая бы позволяла отследить социальный эффект от образовательной деятельности. В-третьих, в регионе недостаточно эффективно используются новые формы и технологии образования. В четвертых, увеличивается разрыв в качестве знаний учеников в крупных городских и сельских малокомплектных школах, нет притока молодых специалистов в сферу образования. В-пятых, существующей материально-технической базы недостаточно для работы детсадов и других учреждений образования. К примеру, этот фактор сдерживает развитие инклюзивного образования. Зарплаты воспитателей детсадов растут не так быстро, как у учителей. В-шестых, не проводится профориентационная работа в школах, в пермские вузы не едут учиться иностранные студенты - пермские педагоги не готовы вести занятия полностью на иностранных языках.
Чтобы сделать региональное образование более качественным, доступным, эффективным, социально ответственным и открытым, проект концепции предполагает создать в системе дошкольного образования дополнительно 25 тысяч мест. Число детей в возрасте от трех до семи лет, посещающих ДОУ, за пять лет должно вырасти до 90 процентов.
Для большей доступности общего образования в крае будут построены 24 новые школы, для подвоза детей будут закуплены 545 автобуса, 200 малокомплектных сельских школ получат дополнительное финансирование.
Адресное финансирование получит создание инновационных школ: "Школы Сколково", "IT-Школы", "Инженерной школы", Центра спортивной подготовки и других.
Задача развития кадрового потенциала отрасли должна быть решена таким образом, что к 2017 году средняя зарплата учителей достигнет средней по экономике региона, а каждый год по 350-450 молодых педагогов будут трудоустраиваться по специальности.
В сфере профессионального образования край сделает приоритетной подготовку востребованных кадров: в Березниках и Перми создадут многофункциональные центры, позволяющие получать рабочие специальности в короткие сроки. Этот опыт будет распространен по краю. Также будет сформирован заказ на подготовку кадров на основании запросов работодателей. Бизнес станет участвовать в процессе обучения, составлении образовательных программ, закупке учебного оборудования.
В системе высшего профессионального образования должна увеличиться до 20 процентов доля студентов, набравших на ЕГЭ при поступлении в вуз 225 баллов и выше. Тем самым продолжится проект привлечения талантливых выпускников школ в пермские вузы. Однако, создавая в крае условия для получения профессионального образования, власти намерены повысить и ответственность каждого студента за вложенные в него бюджетные инвестиции. Приход 80 процентов выпускников на работу по специальности позволил бы региону за три года решить все кадровые проблемы.
На три процента ежегодно должно увеличиваться число иностранных студентов в пермских вузах. Внутренние затраты на исследования и разработки молодых специалистов в высших учебных заведениях края будут увеличены до 1,8 процента ВРП, правда, при том условии, что доля самих вузов в этих затратах составит около 12 процентов.
Финансироваться программа "Развитие системы образования Пермского края на 2013-2017 годы" будет из бюджетов федерального, краевого и муниципальных уровней, а также из внебюджетных средств. Край готов потратить на реализацию программы 450 миллионов рублей. При этом общий объем запланированного финансирования составит 42 845,3 миллиона рублей.
О планах в образовании губернатор Пермского края Виктор Басаргин говорил и в своем ежегодном послании Заксобранию.
- Все предыдущие годы усилия были сосредоточены на оптимизации бюджетных учреждений в целом. Пришло время оценить итоги этой работы, - заявил губернатор. - Так, широко используемая в образовании система подушевого финансирования заставляет школы конкурировать за учеников. Но нельзя забывать про школы, не имеющие объективных возможностей привлекать новых учащихся. Мы услышали обращения малокомплектных школ, которые звучали в каждой поездке на село, и повышаем норматив их финансирования. В 2013 году финансовую поддержку получат 273 сельские школы. Это реальное обеспечение принципа доступности образования вне зависимости от места проживания. Для закрепления лучших кадров принята программа "Улучшение жилищных условий молодым учителям на 2012-2014 годы", включающая предоставление выплат в 20 процентов от стоимости жилья на первоначальный взнос по льготному ипотечному кредитованию и увеличение единовременного пособия для молодых специалистов с 18,4 тысячи до 100 тысяч рублей с 2014 года.