Как известно, киномарафон открылся внеконкурсным фильмом Бахтияра Худойназарова "В ожидании моря", сделанным Россией, Таджикистаном, Германией и еще несколькими странами. Картина, стиль которой арт-директор фестиваля Марко Мюллер определял как "магический реализм", принята большинством критиков с непривычной для престижных кинофорумов резкостью.
"Магический реализм никогда еще не выглядел более убогим и оторванным от мира, чем в этой высокобюджетной таджикской сказке о полубезумном капитане, который тянет свой разрушенный корабль через пустыню", - пишет рецензент журнала The Hollywood Reporter, вспоминая былой международный успех фильма Худойназарова "Лунный папа".
Еще более уничтожающую рецензию напечатал крупнейший мировой журнал шоу-бизнеса Variety. Он считает, что, конечно, приятно видеть человека, который в поисках моря тащит свой корабль через пустыню, но этот акт не вернет ни воды, ни денег, затраченных на фильм. "Трудно представить, где можно показывать эту картину, - разве что в России и центральной Азии, - пишет журнал. - На фестивалях - едва ли. Публика и критика тоже вряд ли удостоят ее похвал". Рецензент отмечает, что лучшие моменты фильма связаны с величественными образами пересохшего моря, напоминающего лунный пейзаж, но авторы не сделали даже попыток объяснить, почему вода вдруг исчезла. "Фильм выглядит так, словно его снимали в период раннего Горбачева, но, как в любой сказке, в нем нет примет времени, и действие могло происходить как сегодня, так и полвека назад".
Благосклоннее, хотя тоже неоднозначно, приняли на фестивале конкурсный фильм Алексея Федорченко "Небесные жены луговых мари": зрители премьерного показа долго не отпускали съемочную группу со сцены, но первые отзывы критиков разноречивы. "Хотя зрители этих неясно пересекающихся историй переживут, пожалуй, многовато скабрезных моментов, фильм не обманет ожиданий тех, кто был заинтригован его названием, - пишет критик журнала The Hollywood Reporter. И выражает уверенность, что "Небесные жены..." "найдут на международных фестивалях своих горячих сторонников, а растущая репутация Алексея Федорченко, чьи "Овсянки" получили критическое признание и ограниченный прокат в США, может и на этот раз воодушевить дистрибьюторов пойти на риск".
Критик отмечает, что картина может даже получить статус культовой - "так как содержит несколько самых безумных, хотя и без натурализма, сексуальных сцен, какие я только припомню". Журнал выделяет впечатляющую работу оператора Шандора Беркеши, звуковой дизайн Тимофея Шестакова и музыку Андрея Карасева, сообщающие событиям фильма отблески поэзии.
Итальянский журнал Vanity Fair отмечает многожанровость картины, где каждая новелла предлагает новые условия игры, от триллера до мелодрамы и комедии, а сам фильм балансирует между реальным и сверхъестественным. Критику понравились пейзажи, живописующие чудесное величие природы, и красота народных обрядов.
Признавая силу и красоту визуальных образов фильма, а также сюрреалистичный, полный юмора саундтрек, итальянский интернет-журнал Cinema news, однако, находит 106-минутный фильм, состоящий из 23 новелл, чересчур длинным и утомительным для обычной киноаудитории, что делает картину явлением исключительно фестивальной жизни.
Совсем не понравился фильм автору портала Superga Cinema - он называет его "медленной пыткой" и тоже считает, что его место - исключительно на фестивалях. Это мнение разделяет и критик Nuove Agenzia Radicale, определяющий магию фильма, несмотря на богатство его фантазии, как "снотворную".