14.11.2012 15:06
    Поделиться

    Госзакупки дороже миллиарда рублей оказались неэффективными

    В России пока так и не удалось добиться конкуренции по дорогим госзакупкам. Почти 60 процентов закупок осуществляется у единственного поставщика, экономия почти отсутствует. К таким выводам пришли эксперты Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ). Они провели мониторинг закупок дороже миллиарда рублей и признали их неэффективными.

    Эксперты "РГ" главную причину низкой конкуренции видят в том, что у потенциальных поставщиков часто нет стимулов и возможности участвовать в торгах.

    НАИЗ анализировал дорогие закупки, совершенные с апреля по сентябрь этого года. Эксперты обобщили информацию по 221 закупке на общую сумму свыше 586 миллиарда рублей. Из них всего 35,3 процента, или 78 закупок прошли конкурентно - на участие в них поступило несколько предложений от поставщиков. 57 процентов закупок, или 126 осуществлялись у единственного источника. При этом в 30 случаях участники не были допущены к торгам, в 96 - изначально была единственная заявка, говорится в материалах НАИЗ.

    Экономия на закупках у единственного участника практически отсутствует и находится на уровне 0,75 процента от начальной стоимости, пишут эксперты в отчете. Тогда как крупные закупки, проведенные конкурентным образом, дали в среднем 9,41 процента снижения стоимости.

    На самом деле, низкая конкуренция характерна не только для крупных закупок, говорит директор Института управления закупками и продажами НИУ ВШЭ Ирина Кузнецова.

    "По данным 2011 года при электронных аукционах в среднем на "входе" подавалось больше 2,5 заявки, но в аукционе в среднем участвует 1,3 претендента, - приводит пример эксперт. - На конкурсы в среднем подается 1,9 заявки, а допускаются,  - 1,3 участника". Такая ситуация связана с несколькими факторами.

    Во-первых, поставщики не верят в "благость" процедур, честность заказчиков, а несовершенство аукционов (на них приходится более 90 процентов процедур - ред.) провоцирует поставщиков на сговор, объясняет Кузнецова.

    Второй фактор, который отталкивает поставщиков от участия в борьбе за госзаказ - это слишком жесткий формат контракта, который заключается по итогам торгов, продолжает эксперт. Он не допускает изменений в зависимости от условий рыночной среды, колебаний цен.

    Такая форма  выбиралась с благими целями, чтобы заказчики не могли менять условия и проявлять волюнтаризм, но  в первую очередь ударила по поставщику, потому что не позволяет ему просчитать все риски колебания рыночных цен, особенно по дорогим контрактам, рассчитанным на длительный срок.

    Третий фактор - неумение заказчиков правильно делить закупки на лоты, продолжает собеседница "РГ": "Они либо дробят их так, что каждый раз надо проводить аукцион, условно говоря, на закупку "трех ведер", что невыгодно поставщику. Либо предлагают дорогие контракты, завести под которые необходимое обеспечение могут очень немногие поставщики".

    В итоге даже в нынешней сложной экономической ситуации, когда госзакупки могли бы стать для многих компаний настоящим спасением, заказчик вынужден бегать за поставщиком, сокрушается Кузнецова.

    Такое положение надо  выправлять и экономическими, и нормативными рычагами. Например, в проекте закона о Федеральной контрактной системе надо думать, какие типы контрактов можно предусмотреть, чтобы  госзакупки были интересны поставщику, предлагает эксперт.

    Есть смысл, по мнению Кузнецовой, дать новые инструменты и при общественном обсуждении крупных закупок. По указу президента такая процедура предусмотрена для всех закупок дороже миллиарда рублей. Но пока изменить ситуацию это не помогло.

    "Вся дискуссия вокруг крупных закупок разворачивается лишь по поводу того, нужна заказчику закупка или нет, "заточена" или нет заявка под конкретного поставщика. А такие вопросы, насколько эффективно проводится закупка, правильно выбрана процедура, объем лота, выбрано место поставки не поднимаются вообще", - делится наблюдениями эксперт.

    Но на обсуждение таких вопросов надо подтолкнуть, "подсказать" что в экономическом смысле может и должно обсуждаться, то есть дать шаблон для общественного обсуждения, советует Кузнецова.

    Поделиться