Вносится депутатами Государственной Думы Коганом Ю.В., Напсо Ю.А., Тепляковым Е.Н.
Статья 1
Внести изменения в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27, ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст.ст. 21, 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17), следующие изменения:
1) статью 1 дополнить третьим абзацем следующего содержания:
"вредное шумовое воздействие, нарушающее покой граждан в период с 23.00 до 7.00 часов местного времени (далее - вредное шумовое воздействие), - воздействие источника шума в общественных и жилых зданиях или помещениях, а также на территории общего пользования, превышающее допустимые значения, установленные санитарными правилами;";
2) дополнить новыми статьями 231 , 251 и 271 следующего содержания:
"Статья 231. Вредные шумовые воздействия, нарушающие покой граждан
К вредным шумовым воздействиям, нарушающим покой граждан, относятся:
в) производство ремонтных, строительных, погрузочно-разгрузочных работ, требования в которым установлены в соответствии со статьей 271 настоящего Федерального закона;
а) использование телевизоров, радиоприемников, магнитофонов и других звуковоспроизводящих устройств, а также устройств звукоусиления, в том числе установленных на транспортных средствах, объектах мелкорозничной торговли - киосках, павильонах, лотках;
б) использование звуковых сигналов охранной сигнализации автомобилей;
в) игра на музыкальных инструментах;
г) иные действия, повлекшие вредное шумовое воздействие.
Статья 251. Общественные и жилые здания или помещения, а также прилегающие к ним территории, требующие охраны покоя граждан от шумового воздействия
1. Покой граждан от вредного шумового воздействия в соответствии со статьей 231 настоящего Федерального закона должен охраняться при эксплуатации следующих общественных и жилых зданий или помещений и прилегающих к ним территорий:
а) больниц, диспансеров, санаториев, домов отдыха, пансионатов, домов-интернатов для детей, престарелых и инвалидов;
б) номеров гостиниц и жилых комнат общежитий;
в) квартир жилых домов;
г) помещений дошкольных образовательных учреждений;
д) помещений вспомогательного использования (лестниц, лестничных площадок, технических этажей, чердаков, лифтов, коридоров, подвалов, иных подобных мест), нежилых помещений и других мест общего пользования жилых домов;
е) территорий больниц, диспансеров, санаториев, домов отдыха, пансионатов, дошкольных образовательных учреждений, домов-интернатов для детей, престарелых и инвалидов, гостиниц и общежитий;
ж) придомовых территорий жилых домов.
2. Деятельность владельцев источников шумового воздействия в жилых домах, театрах, кинотеатрах, ресторанах, барах, кафе, дискотеках, казино, магазинах, других организациях торговли, общественного питания, бытового обслуживания и культуры допускается только при выполнении ими необходимых шумозащитных и звукоизоляционных мероприятий, при положительном заключении органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением санитарных правил.
3. При устройстве систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в помещениях предприятий, учреждений и организаций, расположенных в жилых домах, должны быть предусмотрены противозвуковые меры защиты, установленные санитарными правилами.
4. В организациях, размещаемых в жилых домах и имеющих источники шумового воздействия, не допускается оборудование машинных отделений, холодильных камер, грузоподъемников непосредственно под жилыми помещениями.
Статья 271. Регулирование охраны покоя граждан при проведении строительных и ремонтных работ
1. Ведение строительных и ремонтных работ, влекущих возникновение вредного шумового воздействия на здоровье граждан, должно проводиться с 7.00 до 23.00 местного времени в рабочие дни и согласовываться с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением санитарных правил.
2. В заключении органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением санитарных правил при проведении строительных и ремонтных работ, должны быть указаны место проведения работ, их продолжительность и время проведения.
3. В случаях, если при ведении строительных и ремонтных работ источники шумового воздействия производят шум, превышающий допустимый уровень, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, должны принять меры по прекращению строительных и (или) ремонтных работ или снижению шумового воздействия до допустимого уровня.".
Статья 2. Вступление в силу настоящего федерального закона
Настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В настоящее время более 60% жителей городов развитых государств, в том числе и в Российской Федерации, страдают от повышенных шумовых, инфразвуковых, ультразвуковых и вибрационных воздействий, особенно от шумовых воздействий в ночное время, которые вызывают серьезные заболевания. Наименее изученным является вопрос о влиянии вибрационного воздействия на здоровье граждан, хотя влияние вибрационного воздействия на различные строительные конструкции постоянно изучается и проверяется в лабораторных условиях при обучении студентов.
Около 80% населения постоянно испытывают чувство дискомфорта от действия повышенного шума. В крупных городах Российской Федерации в зонах повышенного акустического загрязнения проживает свыше 60% населения этих городов. В целом по Российской Федерации в различных регионах под действием сверхнормативного акустического загрязнения находится от 60 до 80% населения, что значительно влияет на продолжительность жизни граждан.
В законодательстве Российской Федерации в настоящее время отсутствуют правовые нормы, регулирующие нарушение покоя граждан в ночное время от вредных шумовых воздействий.
Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определяет отдельные правовые нормы по вредному шумовому воздействию на здоровье граждан. Так, правовые нормы статьи 27 устанавливают, что условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шум, вибрация, ультразвуковые, инфразвуковые воздействия, тепловое, ионизирующее, неионизирующее и иное излучение), не должны оказывать вредного воздействия на человека. Статья 23, где упоминается шум и вибрация, устанавливает правовые нормы в том, что все жилые помещения должны удовлетворять условиям защиты, т.е. не с позиции ограничения действий создателей источников шумового воздействия, а с позиции строителей, которые при возведении зданий должны предусматривать звукозащитные меры, которые мало кто выполняет, так как основным материалом, который используется в строительстве остается железобетон и металл, обеспечивающие прочность зданий, но не звукоизоляцию.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" объектами охраны определяет землю, леса, почву, растительность, животных, атмосферный воздух, заповедники и т.д., но не от шумового воздействия.
Федеральный закон "О техническом регулировании" также не регулирует правовые нормы охраны граждан в ночное время от вредных источников шумового воздействия, но должен устанавливать пределы вредных источников шумового воздействия на здоровье граждан в различных условиях (сон, отдых, работа).
Таким образом, вышеперечисленные и другие федеральные законы не имеют правовых норм защиты здоровья жителей домов, больных, престарелых, инвалидов и других граждан от внешних вредных источников шумового воздействия, нарушающих покой в ночное время.
По данным Москомприроды, в городе Москве граждане испытывают акустический дискомфорт, особенно в ночное время, когда собственники автомобилей размещают свои автомобили под окнами многоквартирных домов, на тротуарах и многократные срабатывания охранной звуковой сигнализации в ночное время приводит к нарушению отдыха и сна граждан всего дома.
Российская Федерация располагает вполне современной нормативной базой в области шума, инфразвука, ультразвука и вибрации. К основным действующим нормативным документам в области шума можно отнести:
государственный стандарт ССБТ ГОСТ 12.1.003-89 "Шум. Общие требования безопасности";
государственный стандарт ССБТ ГОСТ 12.1.036-81 "Шум. Допустимые уровни жизни в жилых и общественных зданиях";
санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и территории жилой застройки";
строительные нормы и правила СНиП II-12-77 "Нормы проектирования. Защита от шума.".
Общее число нормативных документов, в той или иной мере регламентирующих параметры шума, инфразвука, ультразвука и вибрации, превышает 300. Перечисленные нормы имеют роль подзаконных актов и должны соблюдаться строителями при возведении строений.
Назрела необходимость иметь правовые номы, которые бы регламентировали защиту граждан, территорий и окружающей природной среды от вредных шумовых воздействий, тем более что их вредное воздействие на здоровье граждан с каждым годом возрастает (например, резко возрастает количество автомобилей и мотоциклов разного класса). Некоторые субъекты Российской Федерации вынуждены самостоятельно разрабатывать и принимать (например, Москва, Санкт-Петербург) законы прямого действия, ограничивающие вредное шумовое воздействие их владельцами на здоровье граждан, нарушающее покой граждан в ночное время, особенно на граждан, находящихся в жилых домах, больницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, домах-интернатах.
В Москве действует Закон города Москвы в редакции от 21 ноября 2007 года "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве". Статьей 3 этого Законом предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях. В Кодексе города Москвы об административных правонарушениях предусмотрена статья 3.13 "Нарушение тишины и покоя граждан" с административным наказанием в виде административного штрафа с граждан, должностных лиц и юридических лиц в разных размерах (от 500 до 40000 рублей).
Но практически никаких мер не принимается, так как нет федерального законодательства и граждане вынуждены обращаться во все инстанции, чтобы прекратить вредное шумовое воздействие в ночное время.
Во многих крупных городах мира имеются законы, которые запрещают создавать вредные шумовые эффекты.
В Берлине существует "Предписание в отношении защиты от шума", в соответствии с которым с 20 часов вечера до 7 часов утра в городе запрещено "производить шум, нарушающий спокойствие других граждан".
Во Франции уровень шума, издаваемого автомобилями, регулируется Дорожным кодексом. Статья 70 Кодекса запрещает автовладельцам "издавать звуки, которые могут помешать другим участникам движения и людям, живущим в данном районе города". Эта же статья запрещает "движение автотранспортных средств с неисправной выхлопной системой". Штраф за неисполнение этих предписаний - около 70 долларов США.
Жителей Рима от лишнего шума защищает специальный закон, запрещающий в вечернее и ночное время "шуметь, злоупотреблять музыкальными инструментами и акустическими сигнализациями, а также дразнить собак".
Согласно закону, принятому в городе Монтгомери (штат Алабама), автомобилисты не имеют права пользоваться магнитофонами, если их слышно в радиусе больше трех метров. За нарушение предусмотрен штраф в размере 500 долларов США.
Цель предлагаемого законопроекта: создать правовой механизм защиты здоровья граждан от внешних источников вредного шумового воздействия, нарушающих покой граждан в ночное время.
Предлагаемый авторами законопроект включает три статьи 231 "Вредные шумовые воздействия, нарушающие покой граждан в ночное время", 251 "Общественные и жилые здания или помещения, а также прилегающие к ним территории, требующие охраны покоя граждан в ночное время от шумового воздействия" и 271 "Регулирование охраны покоя граждан в ночное при проведении строительных и ремонтных работ".
Для реальной защиты здоровья граждан от вредного шумового воздействия, нарушающим покой граждан в ночное время (с 23 до 7 часов), установлен перечень вредных шумовых воздействий (статья 231) , к которым отнесены: производство ремонтных, строительных, погрузочно-разгрузочных работ, использование телевизоров, радиоприемников, магнитофонов и других звуковоспроизводящих устройств, а также устройств звукоусиления, в том числе установленных на транспортных средствах, объектах мелкорозничной торговли - киосках, павильонах, лотках, также использование звуковых сигналов охранной сигнализации автомобилей и другие.
Статьей 251 установлены объекты, которые необходимо защищать от шумового воздействия на граждан в ночное время, к которым относятся помещения больниц, диспансеров, санаториев, домов отдыха, пансионатов, домов-интернатов для детей, престарелых и инвалидов, номера гостиниц, жилые комнаты общежитий, квартиры жилых домов, помещения школьных и дошкольных образовательных учреждений и т.д.;
Статьей 271 предусмотрены ограничения ведения строительных и ремонтных работ, влекущих возникновение вредного шумового воздействия на здоровье граждан, которые должны контролироваться органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор..
Принятие предлагаемого законопроекта и последующие меры административного воздействия на нарушителей создадут благоприятные условия труда и жизни граждан, снизит заболеваемость и продлит жизнь многим гражданам, нуждающимся в покое и нормальном сне.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статья 6.3), нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (статья 6.4), выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (статья 8.23), нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений (статья 19.19).
Авторами законодательной инициативы неоднократно вносились изменения в административное законодательство, но они отклонялись, так как в федеральном законодательстве не было правовых норм о защите здоровья граждан от вредного шумового воздействия в ночное время. Принятие базового федерального закона позволит ввести в административное законодательство правовые нормы, которые установят административную ответственность граждан, должностных и юридических лиц за нарушения в области создания вредных шумовых воздействий на здоровье граждан в ночное время.
Принятие Федерального закона не потребует дополнительных средств из федерального бюджета, так как все расходы связаны с деятельностью государственных органов власти, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический контроль и надзор за соблюдением санитарных правил, предусмотрены в Федеральном законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Принятие Федерального закона не потребует увеличения численного состава служащих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, так как законопроект только конкретизирует и уточняет их полномочия.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона № 399953-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", внесенный депутатом Государственной Думы Напсо Ю.А., а также Коганом Ю.В., Тепляковым Е.Н. в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Законопроектом предусматривается внесение в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон) ряда статей, направленных на защиту граждан от вредных шумовых воздействий.
Однако вызывает сомнение ряд положений, предлагаемых рассматриваемым проектом федерального закона.
Например, норма, содержащаяся в статье 231:
"К вредным шумовым воздействиям, нарушающим покой граждан, относятся:
а) использование телевизоров, радиоприемников, магнитофонов и других звуковоспроизводящих устройств, а также устройств звукоусиления, в том числе установленных на транспортных средствах, объектах мелкорозничной торговли - киосках, павильонах, лотках;"
Предлагаемая формулировка дает возможность предположить, что включение телевизоров, радиоприемников и магнитофонов в жилых помещениях после 23 часов вне зависимости от громкости включения является действием, нарушающим покой граждан.
Включение в перечень общественных и жилых помещений (пункт 2 статьи 251) казино в качестве источника шумового воздействия избыточно, поскольку в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" открытие игорных заведений запрещено на землях поселений.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по охране здоровья не поддерживает концепцию указанного законопроекта.
Председатель Комитета С.В.Калашников