- Я приняла такое решение самостоятельно, никто на меня не давил, никто не выживал, наоборот, сожалели, что я увольняюсь. И это совсем не связано с историей с хиджабами, - рассказала Марина Савченко корреспонденту "РГ". - Эти события уже давно улеглись, девочки ходят на занятия, а я поменяла место жительства и работу. Моя профессиональная деятельность по-прежнему связана с образованием, но где я теперь живу, говорить не хочу - во избежание излишнего ажиотажа вокруг моей персоны.
Она также сообщила, что решение о переезде приняла давно, это просто совпало с известными событиями. Вместо Савченко директором Кара-Тюбинской средней школы стала Светлана Галустян, работавшая учителем младших классов.
- Я переехала поближе к родственникам, хочу жить рядом с сыном, а в Кара-Тюбе у меня не было родни, - поделилась Марина Савченко. Она также отметила, что знает о постановлении властей Ставрополья, регламентировавших требования к школьной одежде и внешнему виду учеников в государственных общеобразовательных учреждениях региона.
- Это очень хорошо, что приняли такой документ на уровне края. Там ясно сказано, что головные уборы в классе - будь то платки, хиджабы, косынки или что-то еще, - запрещены. Теперь все школы до 20 декабря должны внести эти положения в свои уставы и требовать с учеников соблюдать их, - заявила педагог.
Напомним, в октябре директор Кара-Тюбинской средней школы Марина Савченко запретила пяти девочкам из мусульманских семей посещать занятия, пока они не снимут хиджабы. Родители детей пожаловались в краевой муфтият и подали на директора в суд, требуя восстановить нарушенные, по их словам, конституционные права школьниц на получение образования. Руководство школы поддержала Нефтекумская прокуратура. Событие получило широкий резонанс в стране, свою точку зрения на создавшуюся ситуацию высказали общественные, религиозные деятели, а также глава государства. Владимир Путин предложил ввести единую форму одежды в школах - не одну на всю страну, а на региональном или муниципальном уровнях.
На Ставрополье не стали затягивать с "горячим" вопросом и выпустили официальный документ, где подробно регламентируется, как должны одеваться ученики с 1 по 11 классы. Мальчик должен быть одет в брюки без декоративных элементов в виде заплат и порывов ткани и однотонную сорочку, пиджак или жилет нейтральных цветов и без ярких оттенков. Неприемлемыми на одежде названы крупные рисунки и надписи, тем более пропагандирующие наркотики или хулиганство, а также цифры (например, модное сейчас сочетание 228 - в Уголовном кодексе это статья за хранение и распространение запрещенных веществ).
Внешний облик школьницы должен быть далек от подиумного: без всяких экстравагантных причесок, неестественного цвета волос, ярких маникюров и макияжей и, конечно, пирсинга. Старшеклассницам придется отказаться от декольтированных платьев и кофточек с кружевами, прозрачных блуз, одежды бельевого стиля, коротких юбок, шорт, обтягивающих джинсов, вечерних туфель, обуви на платформе. Рекомендуется носить жакеты, жилеты, юбки, сарафаны и платья неброских цветов, в клетку или полоску. Главное, чтобы длина одежды была не выше десяти сантиметров от колена, каблук - не выше семи сантиметров. А ниже талии должна быть блузка, а не голые бедра или живот. Ношение брюк девочкам в холодное время не запрещается, только они должны быть классического кроя.
Недопустимы теперь все головные уборы в классе - как модные шляпки, разнообразные шапочки, так и платки, косынки, хиджабы. Религиозная одежда и одежда и с неформальной и религиозной символикой запрещены.
Есть в "правильном гардеробе" и парадная форма. От повседневной она отличается лишь белой рубашкой или блузкой. Спортивная форма включает футболку, спортивные трусы (шорты) или спортивные брюки, спортивный костюм, кеды или кроссовки.
По словам министра образования Ставрополья Ирины Кувалдиной, документ имеет рамочный характер, в нем отражены только основные требования к форме - ее светский характер и деловой стиль.
- Речь не идет о том, чтобы одеть всех школьников одинаково на всей территории края. Каждое образовательное учреждение самостоятельно определяют цвет, фасон и комплект одежды, - сообщила журналистам 19 ноября Кувалдина. - Пусть это будут темно-синяя юбка, пиджак и жилет в клетку. Ряд школ, кстати, еще до появления этого постановления так и сделали. После новогодних каникул дети должны одеваться в соответствии с регламентом.
Что будет с теми, кто нарушит устав? Конечно, никто их отчислять не будет. Сначала в школу пригласят родителей, разъяснят им права и обязанности учеников. Что касается аула Кара-Тюбе, где сейчас достигнут компромисс между родителями и учителями, и девочки поменяли хиджабы на платки и косынки, то Ирина Кувалдина надеется, что школьницы продолжат обучение в таком формате и дальше. Но поскольку официально вступает запрет на ношение головных уборов в классе, не согласные с этим могут отдать своих детей в другие образовательные учреждения, в том числе, негосударственные, либо перевести на другие формы обучения - экстернат, семейное образование.
- Что касается косынок, то здесь прямой запрет. Мы изучили практику, принятую в соседних республиках с преобладающим мусульманским населением. Ни в Дагестане, ни в Карачаево-Черкесии, ни в Чечне не носят в школах ни хиджабы, ни платки, ни косынки, тем более ученицы младших классов, - отметила министр.
Большинство жителей края уже высказали свое мнение в интернете. Так, 68 процентов родителей одобряют введение формы. Остальные одобряют частично, либо просят добавить какие-то элементы.
- Некоторые дети, конечно, могут выражать протест. Но я сама не так давно была директором школы, и могу сказать, что очень многие ребята - сторонники формы, потому что она нивелирует то социальное расслоение, которое мы сегодня наблюдаем в обществе, - заявила министр.
Валерий Зеренков, губернатор Ставропольского края:
- Ставрополье - многонациональный, многокофессиональный регион. И если говорить о сфере образования, нам необходимы аккуратные взвешенные шаги, которые действительно будут обеспечивать в школе единую среду и равные условия для всех учеников. Закрепляя требования к одежде и внешнему виду школьников, мы делаем важный шаг на этом пути. В целом, я абсолютно убежден, что образование в нашей стране должно оставаться светским, и школы не должны выступать в качестве площадок для демонстрации тех или иных религиозных обычаев. Приходя на занятия, дети должны сосредотачиваться на главном - получении знаний.